Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 27 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
2
6
враждебных группах были также тесно взаимосвязаны вопре-
ки всегда противоречивой природе некоторых оценок этниче-
ских стереотипов (см.: Campbell, 1947). Мак-Гуайер считает,
что «нетрудно заметить достаточно явное соответствие между
этими тремя компонентами этнических стереотипов и Jd, Еgо
и Superego» (МсGuire, 1969. Р.155).
Аффективный компонент аттитюда, который называется
также «чувственный» или «эмоциональный» компонент, от-
ражает прежде
всего чувства субъекта к данному объекту. Не-
которые исследователи, считая его исключительно оценочным
компонентом, склонны видеть его ядром аттитюда, в то время
как когнитивный и поведенческий компоненты они рассмат-
ривают как своеобразный «прирост», который формируется
вокруг него как матрицы, из которой они растут (см.: McGuirе,
1969. Р.156). Причем даже этот уровень
«прироста», вероятно,
окажется различным для разных компонентовесли когни-
тивный компонент еще связан так или иначе с аффективным,
то поведенческий компонент находится на некотором удале-
нии и от когнитивного, и от аффективного компонентов. Это
обусловлено, вероятно, не столько нерешенностью аспектов
взаимодействия различных частей аттитюда, сколько самой
идеей трехчленного его деления,
что неизбежно приводит к
искусственности всей предложенной схемы взаимодействия
аттитюда и его отдельных компонентов. «Таким образом, зна-
ние, отношение, имеющее оценочную и эмоциональную окра-
ску и готовность действовать, поступать определенным обра-
зом, составляют те три обязательных компонента, которые и
образуют социальную установку. Этотеоретическая конст-
рукция, которая в жизни проявляется обычно
не в такой про-
стой формуле» (Рощин, 1989. С.14). Очень верно подмеченное
свойство социальной установки в психологии – «теоретиче-
ская конструкция» обусловлена, на наш взгляд, не ее компо-
нентами или способом организации, а самим подходом в пси-
хологии. Установка не может быть даже теоретически выделе-
на не только из психической организации индивида,
но из сис-
темы индивидокружающий мир. Установка не может быть
«просто» установкой, «теоретической конструкцией», она все-
26                                              А.А. Девяткин
враждебных группах были также тесно взаимосвязаны вопре-
ки всегда противоречивой природе некоторых оценок этниче-
ских стереотипов (см.: Campbell, 1947). Мак-Гуайер считает,
что «нетрудно заметить достаточно явное соответствие между
этими тремя компонентами этнических стереотипов и Jd, Еgо
и Superego» (МсGuire, 1969. Р.155).
   Аффективный компонент аттитюда, который называется
также «чувственный» или «эмоциональный» компонент, от-
ражает прежде всего чувства субъекта к данному объекту. Не-
которые исследователи, считая его исключительно оценочным
компонентом, склонны видеть его ядром аттитюда, в то время
как когнитивный и поведенческий компоненты они рассмат-
ривают как своеобразный «прирост», который формируется
вокруг него как матрицы, из которой они растут (см.: McGuirе,
1969. Р.156). Причем даже этот уровень «прироста», вероятно,
окажется различным для разных компонентов – если когни-
тивный компонент еще связан так или иначе с аффективным,
то поведенческий компонент находится на некотором удале-
нии и от когнитивного, и от аффективного компонентов. Это
обусловлено, вероятно, не столько нерешенностью аспектов
взаимодействия различных частей аттитюда, сколько самой
идеей трехчленного его деления, что неизбежно приводит к
искусственности всей предложенной схемы взаимодействия
аттитюда и его отдельных компонентов. «Таким образом, зна-
ние, отношение, имеющее оценочную и эмоциональную окра-
ску и готовность действовать, поступать определенным обра-
зом, составляют те три обязательных компонента, которые и
образуют социальную установку. Это – теоретическая конст-
рукция, которая в жизни проявляется обычно не в такой про-
стой формуле» (Рощин, 1989. С.14). Очень верно подмеченное
свойство социальной установки в психологии – «теоретиче-
ская конструкция» обусловлена, на наш взгляд, не ее компо-
нентами или способом организации, а самим подходом в пси-
хологии. Установка не может быть даже теоретически выделе-
на не только из психической организации индивида, но из сис-
темы индивид – окружающий мир. Установка не может быть
«просто» установкой, «теоретической конструкцией», она все-