Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 29 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
28
тизация и симплификация знаний о сложном мире; самосохра-
нение и самореализация. Возможно, в какой-то мере субъек-
тивные отношения выполняют эти функции. Но главное все
же в другом: в том, что они обеспечивают включение лично-
сти в жизнь общества, определяя способы ее деятельности и
взаимодействия с другими людьми, а следовательно, характер
и меру ее участия в развитии общественных отношений» (Ло-
мов, 1984. С.330).
М. Смит в широко известной работе 1947 года об изучении
аттитюдов относительно России представил первый обосно-
ванный анализ тех функций, которые выполняет аттитюд в
структуре личности. Следует сразу отметить, что более ранние
исследователи, например, такие, как Оллпорт, Ньюкомб, Ше-
риф,
Кантрил, уже так или иначе обозначали отдельные функ-
ции аттитюда, но никто из них так всесторонне не выделял их
все вместе. Можно назвать лишь Мюррея и Моргейма (1945,
1946) или Френча (1947, 1948), взгляды которых наиболее
близко соотносятся с идеями о трехкомпонентной структуре
аттитюда М.Б.Смита.
Многие исследователи видели искусственность подобного
деления и
предлагали свои комплексные» концепции аттитюда
и его функций. Шихирев анализирует различные теории атти-
тюда и приводит некоторые попытки их синтеза, описывая, в
частности, работу Дэвида Катца (1960), которую автор назы-
вает функциональной теорией установки. Изучение здесь про-
исходило с точки зрения потребностей индивида, на основе
которых были выделены следующие функции: 1) инструмен-
тальная
функция установки (приспособительная); (бихевио-
ристическая ориентация); 2) функция Эго-защиты (психоана-
литическая ориентация); 3) функция выражения ценностей
(психология личности); 4) функция организации знания (геш-
тальттеория) (см.: Шихирев, 1979). Нам представляется, что
приспособительная функция аттитюда является одной из наи-
более значимыхисходя из общего представления о роли
психики и ее функции приспособления в окружающем мире
.
Мы неоднократно отмечали свое несогласие с перенесени-
ем принципов теории эволюции на психические закономерно-
28                                             А.А. Девяткин
тизация и симплификация знаний о сложном мире; самосохра-
нение и самореализация. Возможно, в какой-то мере субъек-
тивные отношения выполняют эти функции. Но главное все
же в другом: в том, что они обеспечивают включение лично-
сти в жизнь общества, определяя способы ее деятельности и
взаимодействия с другими людьми, а следовательно, характер
и меру ее участия в развитии общественных отношений» (Ло-
мов, 1984. С.330).
   М. Смит в широко известной работе 1947 года об изучении
аттитюдов относительно России представил первый обосно-
ванный анализ тех функций, которые выполняет аттитюд в
структуре личности. Следует сразу отметить, что более ранние
исследователи, например, такие, как Оллпорт, Ньюкомб, Ше-
риф, Кантрил, уже так или иначе обозначали отдельные функ-
ции аттитюда, но никто из них так всесторонне не выделял их
все вместе. Можно назвать лишь Мюррея и Моргейма (1945,
1946) или Френча (1947, 1948), взгляды которых наиболее
близко соотносятся с идеями о трехкомпонентной структуре
аттитюда М.Б.Смита.
   Многие исследователи видели искусственность подобного
деления и предлагали свои комплексные» концепции аттитюда
и его функций. Шихирев анализирует различные теории атти-
тюда и приводит некоторые попытки их синтеза, описывая, в
частности, работу Дэвида Катца (1960), которую автор назы-
вает функциональной теорией установки. Изучение здесь про-
исходило с точки зрения потребностей индивида, на основе
которых были выделены следующие функции: 1) инструмен-
тальная функция установки (приспособительная); (бихевио-
ристическая ориентация); 2) функция Эго-защиты (психоана-
литическая ориентация); 3) функция выражения ценностей
(психология личности); 4) функция организации знания (геш-
тальттеория) (см.: Шихирев, 1979). Нам представляется, что
приспособительная функция аттитюда является одной из наи-
более значимых – исходя из общего представления о роли
психики и ее функции приспособления в окружающем мире.
   Мы неоднократно отмечали свое несогласие с перенесени-
ем принципов теории эволюции на психические закономерно-