Составители:
Рубрика:
Исследования социальной установки в зарубежной психологии
2
7
гда непременно должна быть рассматриваема в рамках кон-
кретного индивида и окружающего его мира. Это всегда «ус-
тановка на», подобно тому, как Гуссерль говорит о «сознании
о». Этим главным недостатком, однако, не ограничиваются
последствия трехкомпонентного представления об аттитюдах.
«Представление о трехкомпонентной структуре социальной
установки в том виде, в котором оно
сейчас существует, не
может считаться удовлетворительным и в том отношении, что
указанная выше неоднозначность (аффективная оценка и «со-
вокупная» оценка объекта) превращается в противоречие, если
принять во внимание тот кардинальный факт, к констатации
которого пришли исследователи социальной установки. Этим
фактом является несовпадение между выявленными традици-
онным способом (то есть на основании
вербальных реакций)
установками и реальным поведением» (Асмолов, Ковальчук,
1977. С.160). Шихирев считает, что помимо этого дробление
аттитюда на компоненты приводит к неизбежной диверсифи-
кации знания (см.: Шихирев, 1979).
Все эти нерешенные вопросы теории аттитюда приводили
часто к тому, что многократно исследованные аттитюды кон-
кретного человека не давали гарантии прогноза его поведения,
а
порою и прямо им противоречили. Широко известен фено-
мен Ричарда Лапьера, когда измеренные аттитюды не отража-
ли реального поведения людей. За полувековой период было
предложено много способов объяснения этого явления, но
адекватного толкования оно все еще не получило. Мы, в свою
очередь, также предложим объяснение феномена Лапьера по-
сле всестороннего
обоснования нашей гипотезы экологическо-
го компонента установки. А здесь обратим внимание прежде
всего на то, что реальное поведение не может быть компонен-
том установки, поскольку это уже совершенно иная фаза пси-
хической организации.
Представление о структуре аттитюда тесно связано с поня-
тием его функций. Б.Ф.Ломов пишет: «В западной психологии
обычно утверждается, что основные функции аттитюдов
(субъективных отношений) – это приспособление (adjustment)
личности к социальной среде по принципу гомеостата; схема-
Исследования социальной установки в зарубежной психологии 27 гда непременно должна быть рассматриваема в рамках кон- кретного индивида и окружающего его мира. Это всегда «ус- тановка на», подобно тому, как Гуссерль говорит о «сознании о». Этим главным недостатком, однако, не ограничиваются последствия трехкомпонентного представления об аттитюдах. «Представление о трехкомпонентной структуре социальной установки в том виде, в котором оно сейчас существует, не может считаться удовлетворительным и в том отношении, что указанная выше неоднозначность (аффективная оценка и «со- вокупная» оценка объекта) превращается в противоречие, если принять во внимание тот кардинальный факт, к констатации которого пришли исследователи социальной установки. Этим фактом является несовпадение между выявленными традици- онным способом (то есть на основании вербальных реакций) установками и реальным поведением» (Асмолов, Ковальчук, 1977. С.160). Шихирев считает, что помимо этого дробление аттитюда на компоненты приводит к неизбежной диверсифи- кации знания (см.: Шихирев, 1979). Все эти нерешенные вопросы теории аттитюда приводили часто к тому, что многократно исследованные аттитюды кон- кретного человека не давали гарантии прогноза его поведения, а порою и прямо им противоречили. Широко известен фено- мен Ричарда Лапьера, когда измеренные аттитюды не отража- ли реального поведения людей. За полувековой период было предложено много способов объяснения этого явления, но адекватного толкования оно все еще не получило. Мы, в свою очередь, также предложим объяснение феномена Лапьера по- сле всестороннего обоснования нашей гипотезы экологическо- го компонента установки. А здесь обратим внимание прежде всего на то, что реальное поведение не может быть компонен- том установки, поскольку это уже совершенно иная фаза пси- хической организации. Представление о структуре аттитюда тесно связано с поня- тием его функций. Б.Ф.Ломов пишет: «В западной психологии обычно утверждается, что основные функции аттитюдов (субъективных отношений) это приспособление (adjustment) личности к социальной среде по принципу гомеостата; схема-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- …
- следующая ›
- последняя »