Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 83 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
82
что Гуссерль говорил о мифопрактической установке, а Уз-
надзео так называемых природных установках. «Это дает
нам возможность утверждать, что способность объективации
освобождает человека от прямой зависимости от природных
установок и открывает ему путь к независимой объективной
деятельности» (Узнадзе, 1966. С.286). Очень важным для нас
здесь является упоминание о «природных установках», кото
-
рые в нашем представлении и являются механизмом экологи-
ческого компонента установки. Именно «природные установ-
ки» являются той частью социальной установки, которая об-
ладает свойством одновременного анализа потребностей ин-
дивида и возможностей окружающего мира. Природная уста-
новка обеспечивает, прежде всего, экологическое функциони-
рование установки в рамках данного окружающего мира и его
возможностей.
Данное понятие наиболее близко по значению к понятию
экологического компонента установки, если исходить из об-
щих принципов экологического подхода. «Природное» функ-
ционирование установки обеспечивает экологическое сущест-
вование человека на уровне окружающего мира. В том случае,
когда человек совершает акт объективации, он попросту пере-
ходит на более высокий уровень установки, вероятнее
всего,
на уровень аттитюда, который позволяет ему быть менее зави-
симым от ситуации, более автономным, но одновременно и
менее «экологичным», то есть менее связанным с окружаю-
щим миром, а болеесо своей психической организацией.
«Но природная установка человека все же дает себя чувство-
вать. Она находит свое выражение в личных
переживаниях
субъекта и воздействует на него в определенном, специально
ей соответствующем направлении» (Узнадзе, 1966. С.287).
И здесь уже мы подходим к проблеме, которой мало вни-
мания уделял сам Д.Н. Узнадзе, но которая достаточно актив-
но и плодотворно разрабатывалась его учениками. Это про-
блема социальной установки.
82                                            А.А. Девяткин
что Гуссерль говорил о мифопрактической установке, а Уз-
надзе – о так называемых природных установках. «Это дает
нам возможность утверждать, что способность объективации
освобождает человека от прямой зависимости от природных
установок и открывает ему путь к независимой объективной
деятельности» (Узнадзе, 1966. С.286). Очень важным для нас
здесь является упоминание о «природных установках», кото-
рые в нашем представлении и являются механизмом экологи-
ческого компонента установки. Именно «природные установ-
ки» являются той частью социальной установки, которая об-
ладает свойством одновременного анализа потребностей ин-
дивида и возможностей окружающего мира. Природная уста-
новка обеспечивает, прежде всего, экологическое функциони-
рование установки в рамках данного окружающего мира и его
возможностей.
   Данное понятие наиболее близко по значению к понятию
экологического компонента установки, если исходить из об-
щих принципов экологического подхода. «Природное» функ-
ционирование установки обеспечивает экологическое сущест-
вование человека на уровне окружающего мира. В том случае,
когда человек совершает акт объективации, он попросту пере-
ходит на более высокий уровень установки, вероятнее всего,
на уровень аттитюда, который позволяет ему быть менее зави-
симым от ситуации, более автономным, но одновременно и
менее «экологичным», то есть менее связанным с окружаю-
щим миром, а более – со своей психической организацией.
«Но природная установка человека все же дает себя чувство-
вать. Она находит свое выражение в личных переживаниях
субъекта и воздействует на него в определенном, специально
ей соответствующем направлении» (Узнадзе, 1966. С.287).
   И здесь уже мы подходим к проблеме, которой мало вни-
мания уделял сам Д.Н. Узнадзе, но которая достаточно актив-
но и плодотворно разрабатывалась его учениками. Это про-
блема социальной установки.