Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 84 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе
83
Проблемы социальной установки в теории
установки Д.Н.Узнадзе
Проблема взаимоотношения социальной установки и уста-
новки очень неоднозначна, и разные исследователи видят раз-
ные способы ее решения. Так, Г.М. Андреева замечает, что
«необходимо развести сферу действия установок, как их по-
нимал Д.Н. Узнадзе, и сферу действия «социальных устано
-
вок» (...). По справедливому замечанию Ф.Н. Бассина, пони-
мание Д.Н. Узнадзе установки как бессознательного исключа-
ет применение этого понятия к изучению сложных, высших
форм человеческой деятельности» (см.: Андреева, 1988.
С.349). При всей справедливости аргументов авторов нам
представляется, однако, что данное суждение не учитывает
работ исследователей школы Узнадзе, которые занимались
проблемами
социальной установки.
Прежде всего, здесь следует назвать работы Ш.А. Надира-
швили, который очень подробно и успешно рассматривает
многие проблемы именно социальной установки. В частности,
он выделяет пять типов установки: установка практического
поведения, установка познания, теоретического поведения,
установка социального поведения, установка реализации пси-
хофизических сил, установка творчества (см.: Надирашвили,
1974. С.98).
Основной подход при этом заключается в том, что
теория установки и сама установка являются базовыми для
всех остальных теорий установки и аттитюда, объединяет их
позиции воедино. «Накопленные в результате этих исследова-
ний знания об установке представляют собой многие интерес-
ные данные для понимания психической природы личности,
но из-за отсутствия единой
общепсихологической теории ус-
тановки добытые в этом направлении результаты не удалось
объединить в виде научной системы, что весьма затрудняет
дальнейшее развитие психологии» (Надирашвили, 1987. С.288).
Нам представляется, что работы Ш.А. Надирашвили серь-
езно продвигают теорию установки в направлении структури-
рованного взаимодействия с другими теориями установки и
аттитюда. При этом одной
из базовых проблем у него стано-
Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе                     83
        Проблемы социальной установки в теории
                установки Д.Н.Узнадзе

   Проблема взаимоотношения социальной установки и уста-
новки очень неоднозначна, и разные исследователи видят раз-
ные способы ее решения. Так, Г.М. Андреева замечает, что
«необходимо развести сферу действия установок, как их по-
нимал Д.Н. Узнадзе, и сферу действия «социальных устано-
вок» (...). По справедливому замечанию Ф.Н. Бассина, пони-
мание Д.Н. Узнадзе установки как бессознательного исключа-
ет применение этого понятия к изучению сложных, высших
форм человеческой деятельности» (см.: Андреева, 1988.
С.349). При всей справедливости аргументов авторов нам
представляется, однако, что данное суждение не учитывает
работ исследователей школы Узнадзе, которые занимались
проблемами социальной установки.
   Прежде всего, здесь следует назвать работы Ш.А. Надира-
швили, который очень подробно и успешно рассматривает
многие проблемы именно социальной установки. В частности,
он выделяет пять типов установки: установка практического
поведения, установка познания, теоретического поведения,
установка социального поведения, установка реализации пси-
хофизических сил, установка творчества (см.: Надирашвили,
1974. С.98). Основной подход при этом заключается в том, что
теория установки и сама установка являются базовыми для
всех остальных теорий установки и аттитюда, объединяет их
позиции воедино. «Накопленные в результате этих исследова-
ний знания об установке представляют собой многие интерес-
ные данные для понимания психической природы личности,
но из-за отсутствия единой общепсихологической теории ус-
тановки добытые в этом направлении результаты не удалось
объединить в виде научной системы, что весьма затрудняет
дальнейшее развитие психологии» (Надирашвили, 1987. С.288).
   Нам представляется, что работы Ш.А. Надирашвили серь-
езно продвигают теорию установки в направлении структури-
рованного взаимодействия с другими теориями установки и
аттитюда. При этом одной из базовых проблем у него стано-