Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 86 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе
85
Таким образом, принятие-непринятие и последующее со-
хранение опыта взаимодействия со средой может быть интер-
претировано как реализация тех или иных возможностей ок-
ружающего мира. Элементарность подобной активности
лишь видимость, поскольку прямая зависимость от среды мо-
жет быть понята по-разному. В том случае, если индивид ста-
вит цели, реализация которых
невозможна в данной среде,
можно предположить три варианта выхода: 1) изменение сре-
ды; 2) отказ от цели; 3) попытку изыскать новые возможности
в рамках существующей среды, не разрушая ее и корректируя
цель. Самое простоепервое решение, поскольку для второго
решения нужна определенная доля рефлексии и способность
логического мышления и предвидения. Самое трудное
третье
решение, когда возникает необходимость в извлечении
новых возможностей, в пересмотре целей (тактических и стра-
тегических). Но самое сложное в этом случаепонять, что
человек не центр мира, а лишь его малая часть, связанная тон-
чайшими нитями с возможностями окружающего мира. Это
как раз то, что Пьер Тейяр де Шарден называл «дурным
ан-
тропоцентризмом». В конце концов, просто «восприятие чув-
ственно данной действительности» – это тоже не так уж и ма-
ло.
Изложенное выше лучше всего интерпретировано в рамках
представлений экологического подхода, а замечание о том, что
данные компоненты психической активности являются «от-
дельными аспектами целостной установочной активности ин-
дивида», дает возможность предположить
наличие в установке
механизма, соотносящего потребности индивида и возможно-
сти окружающего мира.
Мы склонны предположить, что экологическое взаимодей-
ствие человека на уровне организм-среда (то, что Надирашви-
ли называет уровнем человек-индивид) может быть рассмот-
рено как уровень действия экологического компонента уста-
новки. Главная особенность данного уровня взаимодействия
человека с окружающим
миром состоит в том, что происходит
непосредственный (Гуссерль назвал бы его «очевидным») ана-
лиз возможностей окружающего мира. Данный анализ опреде-
Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе                      85
    Таким образом, принятие-непринятие и последующее со-
хранение опыта взаимодействия со средой может быть интер-
претировано как реализация тех или иных возможностей ок-
ружающего мира. Элементарность подобной активности –
лишь видимость, поскольку прямая зависимость от среды мо-
жет быть понята по-разному. В том случае, если индивид ста-
вит цели, реализация которых невозможна в данной среде,
можно предположить три варианта выхода: 1) изменение сре-
ды; 2) отказ от цели; 3) попытку изыскать новые возможности
в рамках существующей среды, не разрушая ее и корректируя
цель. Самое простое – первое решение, поскольку для второго
решения нужна определенная доля рефлексии и способность
логического мышления и предвидения. Самое трудное –
третье решение, когда возникает необходимость в извлечении
новых возможностей, в пересмотре целей (тактических и стра-
тегических). Но самое сложное в этом случае – понять, что
человек не центр мира, а лишь его малая часть, связанная тон-
чайшими нитями с возможностями окружающего мира. Это
как раз то, что Пьер Тейяр де Шарден называл «дурным ан-
тропоцентризмом». В конце концов, просто «восприятие чув-
ственно данной действительности» – это тоже не так уж и ма-
ло.
    Изложенное выше лучше всего интерпретировано в рамках
представлений экологического подхода, а замечание о том, что
данные компоненты психической активности являются «от-
дельными аспектами целостной установочной активности ин-
дивида», дает возможность предположить наличие в установке
механизма, соотносящего потребности индивида и возможно-
сти окружающего мира.
    Мы склонны предположить, что экологическое взаимодей-
ствие человека на уровне организм-среда (то, что Надирашви-
ли называет уровнем человек-индивид) может быть рассмот-
рено как уровень действия экологического компонента уста-
новки. Главная особенность данного уровня взаимодействия
человека с окружающим миром состоит в том, что происходит
непосредственный (Гуссерль назвал бы его «очевидным») ана-
лиз возможностей окружающего мира. Данный анализ опреде-