Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 88 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе
8
7
это не может быть отнесено к частностям восприятия; совер-
шенно очевидно, что тут кроются глубинные закономерности
психической организации. Самое значительное здесь в том,
что организм получает возможность оптимальным путем (не
используя когниции и эмоции) принимать то или иное реше-
ние, которое учитывало бы самое главноепотребности ин-
дивида и возможности окружающего
мира, то есть обеспечи-
вало бы целостность существования организма в данной чув-
ственной среде.
Остается напомнить, что мы ведем речь об установочной
активности, о механизме действия установки, обосновывая
экологическую значимость установки для организма. В нашем
представлении установка выполняет прежде всего функцию
первичной оценки возможностей окружающего мира посред-
ством интенциональности экологического
компонента.
Далее Ш.А. Надирашвили отмечает, что «в процессе взаи-
модействия с действительностью человек, действующий как
индивид, еще не выдифференцирован из своего поведения. Он
не противопоставляется действительности. Поэтому он не мо-
жет отчитываться о своей психической активности, последняя
еще не осознается им. Но с каждым предметом он обращается
соответствующим образом, как
с предметом определенной
категории. К предмету любой категории, связанному с его по-
требностями, он относится установочно, целесообразно, ис-
пользуя для этого ту систему категорий, которая выработалась
у него в процессе взаимодействия с действительностью. С
точки зрения ориентации во внешней среде применение сис-
темы категоризации предметной действительности без помо-
щи сознания
имеет для индивида особое значение» (Нади-
рашвили, 1974. С.38). Здесь хотя и можно условно принять
возможность выделения в целостном акте психической актив-
ности такого явления, как индивид, все же следует отметить,
что рассматриваемое изолированно, оно может привести к
элементаризму, атомизму, молярному подходу, который, кста-
ти, и требует противопоставления человека действительности.
Даже если
строго следовать задаче, определенной автором,
все равно остается неясным конечный результат противопос-
Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе                     87
это не может быть отнесено к частностям восприятия; совер-
шенно очевидно, что тут кроются глубинные закономерности
психической организации. Самое значительное здесь в том,
что организм получает возможность оптимальным путем (не
используя когниции и эмоции) принимать то или иное реше-
ние, которое учитывало бы самое главное – потребности ин-
дивида и возможности окружающего мира, то есть обеспечи-
вало бы целостность существования организма в данной чув-
ственной среде.
   Остается напомнить, что мы ведем речь об установочной
активности, о механизме действия установки, обосновывая
экологическую значимость установки для организма. В нашем
представлении установка выполняет прежде всего функцию
первичной оценки возможностей окружающего мира посред-
ством интенциональности экологического компонента.
   Далее Ш.А. Надирашвили отмечает, что «в процессе взаи-
модействия с действительностью человек, действующий как
индивид, еще не выдифференцирован из своего поведения. Он
не противопоставляется действительности. Поэтому он не мо-
жет отчитываться о своей психической активности, последняя
еще не осознается им. Но с каждым предметом он обращается
соответствующим образом, как с предметом определенной
категории. К предмету любой категории, связанному с его по-
требностями, он относится установочно, целесообразно, ис-
пользуя для этого ту систему категорий, которая выработалась
у него в процессе взаимодействия с действительностью. С
точки зрения ориентации во внешней среде применение сис-
темы категоризации предметной действительности без помо-
щи сознания имеет для индивида особое значение» (Нади-
рашвили, 1974. С.38). Здесь хотя и можно условно принять
возможность выделения в целостном акте психической актив-
ности такого явления, как индивид, все же следует отметить,
что рассматриваемое изолированно, оно может привести к
элементаризму, атомизму, молярному подходу, который, кста-
ти, и требует противопоставления человека действительности.
   Даже если строго следовать задаче, определенной автором,
все равно остается неясным конечный результат противопос-