Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 87 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
8
6
ляет потенциальную возможность выбора, всю дальнейшую
психическую активность человека. Надирашвили отмечает при
этом, что «наипростейшей отражающей психической активно-
стью, осуществляемой индивидом в процессе взаимоотноше-
ния со средой, является выделение предмета восприятия из
действительности. Эта наипростейшая особенность воспри-
ятия проявляется в том, что при восприятии происходит диф-
ференциация действительности в виде фигуры
-фона. (...) Эта
особенность восприятияобусловлена закономерностью ус-
тановочного действия» (Надирашвили, 1974. С.37).
Вероятно, можно спорить относительно того, что есть наи-
простейшая психическая активность, но гораздо более важен в
мысли Надирашвили другой оттенокподчеркивается необ-
ходимость выделения предметов, их дифференциация из ок-
ружающего мира. В контексте наших размышлений это озна-
чает очень
существенную детальдифференциация предме-
тов подразумевает дифференциацию возможностей, предос-
тавляемых им индивиду. Человек должен каким-то образом
быстро и достаточно верно оценивать возможности каждого
предмета и осуществлять выбор этих возможностей с учетом
своих потребностей. Мы назвали этот механизм экологиче-
ской активностью на основе экологической логики организма.
И замечание о выделении фигуры
и фона подчеркивает эту
мысль, ибо явление, обнаруженное гештальтистами, вполне
можно представить как один из универсальных механизмов
экологической логики, поскольку выделение фигуры и фона
это не что иное, как элементарный выбор из двух возможно-
стей, одна из которых становится фигурой, а другаяфоном.
Трудно предположить, что механизм восприятия человека и
животного был рассчитан на то, чтобы Коффка, Келлер и
Вертгеймер обнаружили просто геометрические «интерес-
ности» восприятия. Все, что относимо к особенностям воспри-
ятия фигуры и фона геометрических картинок, может иметь
свое продолжение и в более сложных социальных и экологи-
ческих структурах. Предложенное гештальтистами есть лишь
самое первичное предположение, а механизм объяснения
дан-
ного явления все-таки очень сомнителен. Но тем не менее все
86                                            А.А. Девяткин
ляет потенциальную возможность выбора, всю дальнейшую
психическую активность человека. Надирашвили отмечает при
этом, что «наипростейшей отражающей психической активно-
стью, осуществляемой индивидом в процессе взаимоотноше-
ния со средой, является выделение предмета восприятия из
действительности. Эта наипростейшая особенность воспри-
ятия проявляется в том, что при восприятии происходит диф-
ференциация действительности в виде фигуры-фона. (...) Эта
особенность восприятия – обусловлена закономерностью ус-
тановочного действия» (Надирашвили, 1974. С.37).
   Вероятно, можно спорить относительно того, что есть наи-
простейшая психическая активность, но гораздо более важен в
мысли Надирашвили другой оттенок – подчеркивается необ-
ходимость выделения предметов, их дифференциация из ок-
ружающего мира. В контексте наших размышлений это озна-
чает очень существенную деталь – дифференциация предме-
тов подразумевает дифференциацию возможностей, предос-
тавляемых им индивиду. Человек должен каким-то образом
быстро и достаточно верно оценивать возможности каждого
предмета и осуществлять выбор этих возможностей с учетом
своих потребностей. Мы назвали этот механизм экологиче-
ской активностью на основе экологической логики организма.
И замечание о выделении фигуры и фона подчеркивает эту
мысль, ибо явление, обнаруженное гештальтистами, вполне
можно представить как один из универсальных механизмов
экологической логики, поскольку выделение фигуры и фона –
это не что иное, как элементарный выбор из двух возможно-
стей, одна из которых становится фигурой, а другая – фоном.
Трудно предположить, что механизм восприятия человека и
животного был рассчитан на то, чтобы Коффка, Келлер и
Вертгеймер обнаружили просто геометрические «интерес-
ности» восприятия. Все, что относимо к особенностям воспри-
ятия фигуры и фона геометрических картинок, может иметь
свое продолжение и в более сложных социальных и экологи-
ческих структурах. Предложенное гештальтистами есть лишь
самое первичное предположение, а механизм объяснения дан-
ного явления все-таки очень сомнителен. Но тем не менее все