ВУЗ:
Составители:
13
Соответственно при освещении домарксистской политической
мысли преувеличенное внимание уделялось так называемым «до-
гадкам» – идеям, в чем-то созвучным постулатам исторического
материализма либо политической программе марксизма-ленинизма.
Таковы идеи государственного социализма, а также революцион-
ные идеи, прославляющие насилие, отрицающие или порицающие
возможность эволюционного развития общества, отвергающие путь
реформ. С другой стороны, предвзятой и часто необоснованной
критике подвергались те мыслители, которые в свое время в чем-то
высказывали несогласие с марксизмом (например, Бакунин, Дюги,
Кельзен и др.), безосновательно отвергались все те идеи и теории,
которые в чем-то противоречили догмам исторического материа-
лизма. При освещении первой части курса замалчивались или не-
обоснованно отвергались содержащиеся в политических учениях
прошлого идеи и положения, воспринятые современной политиче-
ской наукой (например, идея естественных прав человека, учение о
разделении властей и др.). Что касается так называемой второй час-
ти курса (марксистский период), то его содержание сводилось в
основном к пересказу и комментированию произведений классиков
марксизма-ленинизма, а также партийных решений по вопросам
государства и права.
Подчиненность учебного процесса и научных исследований по
истории политических и правовых учений идеологическим уста-
новкам, особенно игнорирование гуманистического содержания
этого предмета, не давала возможности раскрыть содержание исто-
рии политических и правовых учений как связной картины разви-
тия политико-правовой мысли от древности до наших дней. Именно
это породило многочисленные отступления от предмета истории
политических и правовых учений в большой части учебных посо-
бий периода так называемого развитого социализма. Отсюда –
чрезмерное обилие имен, дат, фактов, знание которых не всегда
необходимо студенту, множество отходов от истории политической
мысли к истории религии, к истории философии, к литературоведе-
нию, к всеобщей истории. Поэтому литературу, изданную до 1990
года, содержащую различные сведения по истории политических и
правовых учений, изучать можно и нужно при непременном учете
ее идеологических деформаций, и, по этой причине, рекомендуются
учебники более позднего издания, например под редакцией В.С.
Нерсесянца (1997, 1999, 2001 гг. издания), а также под редакцией
О.Э. Лейста (1998, 2000, 2002 гг. издания).
Другое дело – первоисточники, произведения названных в
учебной программе мыслителей, содержащие политические и пра-
вовые доктрины. Изучение первоисточников безоговорочно реко-
14
мендуется студентам и всем, интересующимся историей политиче-
ской теории и идеологии. Ряд источников невелик по объему и
вполне доступен для восприятия читателю, не имеющему специ-
альной подготовки. Таковы, например, известный трактат Макиа-
велли «Князь (в иных переводах – «Государь»), «Утопия» Мора,
«Город Солнца» Кампанеллы, книга Руссо «Об общественном дого-
воре», «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева и другие
источники, а также «Манифест Коммунистической партии» Маркса
и Энгельса, книга Энгельса «Происхождение семьи, частной собст-
венности и государства» (глава IX), Бакунина «Государственность и
анархия» и др. Здесь (а также в рекомендациях литературы по учеб-
ной программе) названы те произведения, которые много раз изда-
вались и переиздавались и поэтому доступны студентам. При изу-
чении произведений больших (например, Монтескье «О духе зако-
нов») или сложных для восприятия (например, «Философия права»
Гегеля) полезно проконсультироваться у преподавателя. Многие
первоисточники давно не переиздавались, и достать их непросто. В
конце учебной программы названы некоторые источники (с указа-
нием страниц). Понятно, что в
течение одного семестра студент
вряд ли сможет ознакомиться со всеми этими источниками; но изу-
чение примерно четвертой или третьей части названных источников
по силам каждому студенту.
КАК ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ
И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
История политических и правовых учений – предмет очень
обширный. Достаточно сказать, что в учебнике по данному предме-
ту (охватывающему не весь курс) – более 500 страниц. К тому же
по ряду тем курса рекомендуется изучить дополнительную литера-
туру. При изучении истории политических и правовых учений сту-
дент знакомится с обширным материалом, требующим теоретиче-
ского осмысления. Каждая из политико-правовых доктрин пред-
ставляет собой своеобразную теорию государства и права опреде-
ленной исторической эпохи. Cверх того, при усвоении этого мате-
риала, нужно воспроизвести в памяти то, что изучалось на первом
курсе, но частично забыто. История политических и правовых уче-
ний преподается после того, как студент изучил ряд общетеорети-
ческих и исторических дисциплин. Поэтому в учебной литературе
по этому предмету подробно не излагаются такие необходимые для
усвоения курса теоретические понятия и категории как, например,
понятия государства и права, их видов и типов, классификация
Соответственно при освещении домарксистской политической мендуется студентам и всем, интересующимся историей политиче- мысли преувеличенное внимание уделялось так называемым «до- ской теории и идеологии. Ряд источников невелик по объему и гадкам» – идеям, в чем-то созвучным постулатам исторического вполне доступен для восприятия читателю, не имеющему специ- материализма либо политической программе марксизма-ленинизма. альной подготовки. Таковы, например, известный трактат Макиа- Таковы идеи государственного социализма, а также революцион- велли «Князь (в иных переводах – «Государь»), «Утопия» Мора, ные идеи, прославляющие насилие, отрицающие или порицающие «Город Солнца» Кампанеллы, книга Руссо «Об общественном дого- возможность эволюционного развития общества, отвергающие путь воре», «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева и другие реформ. С другой стороны, предвзятой и часто необоснованной источники, а также «Манифест Коммунистической партии» Маркса критике подвергались те мыслители, которые в свое время в чем-то и Энгельса, книга Энгельса «Происхождение семьи, частной собст- высказывали несогласие с марксизмом (например, Бакунин, Дюги, венности и государства» (глава IX), Бакунина «Государственность и Кельзен и др.), безосновательно отвергались все те идеи и теории, анархия» и др. Здесь (а также в рекомендациях литературы по учеб- которые в чем-то противоречили догмам исторического материа- ной программе) названы те произведения, которые много раз изда- лизма. При освещении первой части курса замалчивались или не- вались и переиздавались и поэтому доступны студентам. При изу- обоснованно отвергались содержащиеся в политических учениях чении произведений больших (например, Монтескье «О духе зако- прошлого идеи и положения, воспринятые современной политиче- нов») или сложных для восприятия (например, «Философия права» ской наукой (например, идея естественных прав человека, учение о Гегеля) полезно проконсультироваться у преподавателя. Многие разделении властей и др.). Что касается так называемой второй час- первоисточники давно не переиздавались, и достать их непросто. В ти курса (марксистский период), то его содержание сводилось в конце учебной программы названы некоторые источники (с указа- основном к пересказу и комментированию произведений классиков нием страниц). Понятно, что в течение одного семестра студент марксизма-ленинизма, а также партийных решений по вопросам вряд ли сможет ознакомиться со всеми этими источниками; но изу- государства и права. чение примерно четвертой или третьей части названных источников Подчиненность учебного процесса и научных исследований по по силам каждому студенту. истории политических и правовых учений идеологическим уста- новкам, особенно игнорирование гуманистического содержания этого предмета, не давала возможности раскрыть содержание исто- КАК ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ рии политических и правовых учений как связной картины разви- И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ тия политико-правовой мысли от древности до наших дней. Именно это породило многочисленные отступления от предмета истории История политических и правовых учений – предмет очень политических и правовых учений в большой части учебных посо- обширный. Достаточно сказать, что в учебнике по данному предме- бий периода так называемого развитого социализма. Отсюда – ту (охватывающему не весь курс) – более 500 страниц. К тому же чрезмерное обилие имен, дат, фактов, знание которых не всегда по ряду тем курса рекомендуется изучить дополнительную литера- необходимо студенту, множество отходов от истории политической туру. При изучении истории политических и правовых учений сту- мысли к истории религии, к истории философии, к литературоведе- дент знакомится с обширным материалом, требующим теоретиче- нию, к всеобщей истории. Поэтому литературу, изданную до 1990 ского осмысления. Каждая из политико-правовых доктрин пред- года, содержащую различные сведения по истории политических и ставляет собой своеобразную теорию государства и права опреде- правовых учений, изучать можно и нужно при непременном учете ленной исторической эпохи. Cверх того, при усвоении этого мате- ее идеологических деформаций, и, по этой причине, рекомендуются риала, нужно воспроизвести в памяти то, что изучалось на первом учебники более позднего издания, например под редакцией В.С. курсе, но частично забыто. История политических и правовых уче- Нерсесянца (1997, 1999, 2001 гг. издания), а также под редакцией ний преподается после того, как студент изучил ряд общетеорети- О.Э. Лейста (1998, 2000, 2002 гг. издания). ческих и исторических дисциплин. Поэтому в учебной литературе Другое дело – первоисточники, произведения названных в по этому предмету подробно не излагаются такие необходимые для учебной программе мыслителей, содержащие политические и пра- усвоения курса теоретические понятия и категории как, например, вовые доктрины. Изучение первоисточников безоговорочно реко- понятия государства и права, их видов и типов, классификация 13 14
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »