ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Отвечая на первый вопрос, отметьте, что греческая философия началась с поиска единого первона-
чала, «материнского лона всех вещей», субстанции, из которой все происходит. Обратившись к творче-
ству Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, философов элейской
школы, покажите разнообразие философских версий единого первоначала.
При ответе на второй вопрос следует указать, что основатель пифагорейской школы полагал объек-
ты мысли (в особенности числа) более реальными, чем объекты чувственного познания, вневременны-
ми и, следовательно, вечными. Приведите примеры решения онтологических проблем разными пред-
ставителями этой школы. Интересно также обратиться к их пониманию музыки, непосредственно свя-
занному с философией числа.
Анализируя третий вопрос, необходимо исходить из того, что модель мира, предложенная Парме-
нидом, была основана на недоверии к картине мира, построенной на данных органов чувств. Утверждая,
что мышление и бытие – тождественны, он строил решение проблемы бытия и небытия.
Изложение четвертого вопроса можно начать с выделения принципиального отличия атомистиче-
ской концепции бытия от концепций Парменида и Гераклита. В отличие от упомянутых философов Де-
мокрит, к примеру, полагал, что в основе мира лежит не «сплошное» бытие и не текучее начало, в кото-
ром слиты бытие и небытие. Ваша задача – показать, каков «третий путь», предложенный атомистами.
Не забудьте дать определения важнейших категорий этой концепции.
Раскрывая пятый вопрос, подчеркните, что Платон впервые заговорил о невещественности подлин-
ного мира, его идеальности. Своеобразие его концепции можно раскрыть, опираясь на анализ категорий
«мир идей», «потенциальная материя», «мир вещей» («теней»).
При анализе шестого вопроса начните с того, что Аристотель был учеником Платона, развившим и
видоизменившим его учение. Покажите, в чем заключалось принципиальное несогласие Аристотеля с
великим учителем, какую концепцию бытия он разработал. Обратите внимание на важное значение раз-
работанного Аристотелем учения о четырех причинах, без которого невозможно объяснить изменчивый
мир единичного бытия.
Тема 10
Проблема постижения истины
в античной философии
Вопросы
1 Каковы особенности понимания античными мыслителями сущности истины и путей ее дости-
жения?
2 Почему Гераклит противопоставлял внешнему знанию вещей постижение глубокой основы дей-
ствительности?
3 Каким образом в учении Парменида различались мнение и истинное знание?
4 Почему учение атомистов о познании мира получило название «теория копий»?
5 В чем особенности понимания процесса познания Платоном?
6 Какова роль Аристотеля в развитии теории познания?
Методические рекомендации
Начать изложение первого вопроса следует с небольшого введения об отношении древнегреческих
мыслителей к знанию вообще. Собственно философия включалась в первичный комплекс знаний, назы-
ваемый «первичной наукой». То обстоятельство, что в него входили весьма разнородные знания – эм-
пирические данные, легко проверяемые повседневным опытом; гипотезы умозрительного характера;
философские обоснования конкретных явлений; учения о «началах и причинах» и т.д. – во многом оп-
ределило и разнообразие гносеологических взглядов античных философов. Тем не менее, все концеп-
ции познания были объединены общим стремлением рационально очистить исторически ограниченный
опыт. Имейте в виду, что, несмотря на видимые различия, все мыслители этой эпохи главной целью ин-
теллектуального познания считали не преобразование мира, а уяснение своих связей с ним. Ваша задача
– объяснить причины такой установки.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »