История России: век XIX. Есиков С.А - 10 стр.

UptoLike

столонаследии между Николаем и Константином Павловичами. Присяга новому императору Николаю I
прошла ранним утром 14(26) декабря, чем воспользовались декабристы.
Представление о Николае как о новом Петре Великом было достаточно широко распространено в
первые годы его царствования. Этому во многом способствовало стремление нового императора ожи-
вить государственную жизнь, ликвидировать злоупотребления, которые достались ему в наследство от
прежнего правления, восстановить законность и порядок, провести реформы. Импонировала обществу и
внешность императора.
Наиболее заметная черта внешности царя, бросавшаяся в глаза, высокий рост (почти 2 метра) и
длинные ноги. Он был худощав, полнеть стал с годами; имел широкую грудь, несколько длинные руки,
на протяжении всей жизни старался сохранять военную выправку. В молодости и в первые годы прав-
ления усов не носил. Как и у старших братьев Александра и Константина у него рано появились залы-
сины. Маркиз де Кюстин, в 1839 г. встречавшийся с Николаем, писал: «У императора греческий про-
филь, высокий лоб, слегка приплюснутый сзади череп, прямой нос безупречной формы. Очень краси-
вый рот, овальное, слегка удлиненное лицо, имеющее воинственное выражение…». Об античных чертах
царя вспоминали люди, которых трудно заподозрить в симпатиях к нему. Голос у Николая был звон-
ким, близким к тенору. Особой «достопримечательностью» царя был взгляд его сине-голубых глаз, ко-
торый мало кто мог выдержать. Его дочь Ольга вспоминала: «Уважение, внушаемое им, исходило глав-
ным образом от его взгляда, который могли выдерживать только люди с чистой совестью…». Как чело-
век незаурядный, он обладал неотразимым обаянием. Нового императора отличала полная непритяза-
тельность в быту, что не помешало ему создать один из самых блистательных и роскошных дворов в
Европе. Любовь ко всему военному, армейской организации и простоте не мешала царю владеть ино-
странными языками, обладать высоким художественным вкусом, увлекаться театром, сочинять музыку,
любить церковное пение и нередко самому в нем участвовать.
Отмеченные черты личности Николая I во многом способствовали движению страны к тем целям, о
которых можно судить по его словам, начертанным в 1850 г. на отчете министра иностранных дел К.В.
Нессельроде и адресованным сыну: «Дай Бог, чтобы удалось мне сдать тебе Россию такою, какою стре-
мился я ее поставить: сильной, самостоятельной и добродающей – нам добро, – никому зло».
Николай I с начала своего правления демонстрировал самоотверженность в служении на благо Оте-
честву. Он не раз говорил, что считает себя первым слугой государства. Но вместе с тем требовал не-
укоснительного подчинения всех своей воле. Непритворное желание нового императора искоренить
имевшиеся злоупотребления, установить главенство закона и реформировать некоторые стороны обще-
ственной жизни не могли не вызывать симпатий в обществе. В манифесте 13 июля 1826 г., изданном по
завершении процесса декабристов, Николай не только осуждал «дерзостные мечтания, всегда разруши-
тельные», но и признавал необходимость постепенного усовершенствования «отечественных установ-
лений». Всем своим существом отвергавший идеи декабристов, царь тем не менее с вниманием отнесся
к критике самодержавной системы, которая содержалась в их показаниях на следствии.
Восстание декабристов для Николая явилось исходным пунктом решительного отрицания западно-
го пути, несущего в себе дух революционной «заразы». Именно в николаевские времена Россию и Ев-
ропу впервые стали противопоставлять друг другу как два разных мира, основанных на совершенно
различных принципах. В 1831 г. убеждение, что западное воспитание подрывает основы русской жизни
и что с этим необходимо скорее покончить, приобрело по желанию царя законодательные очертания.
Государственный совет одобрил записку «О некоторых правилах для воспитания русских молодых лю-
дей и о запрещении воспитывать их за границей».
Официальная идеология соединения образования и воспитания на основе православных и нацио-
нальных традиций была сформулирована в 1830-х гг. одним из самых просвещенных людей николаев-
ской эпохи, знатоком классических древностей и европейской культуры, министром народного просве-
щения С.С. Уваровым. Спасительными началами были провозглашены православие, самодержавие и
народность. Единство веры, государства и народа в идеале предполагало развитие всех сторон социаль-
ной, экономической и политической жизни, при котором разные слои общества не утрачивали бы ее ду-
ховного измерения, свободно и добровольно умеряли бы свои корыстные интересы во имя устремления
к общему благу. Этой идее отдавали дань и выдающиеся представители русской культуры (Пушкин,
Жуковский, Гоголь, Тютчев, Достоевский).
Вскоре после восшествия на престол Николаю пришлось убедиться, что ситуация в сфере государ-
ственного управления отнюдь не являлась столь благополучной, как ему представлялось со слов Алек-
санд-
ра I, который говорил, что получил страну «в полном запущении», но сумел многое усовершенствовать.