ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
39
В настоящее время выделяется несколько типов мышления, выходящих за
рамки соответствующей профессиональной деятельности: художественный,
мифологический, религиозный и научный тип мышления.
Так, художественный тип мышления характеризуют рассмотрение общих
закономерностей на уровне единичного и через него, использование в качестве
ключевых эмоциональных и ценностных аргументов («Данная идея должна
быть принята, потому что она благородна
, нравственно значимее, чем
альтернативная» или просто «… потому что так интереснее», а не в силу
объективности и адекватности), а также наглядность (возможно, в форме
сравнения, образа, аналогии) как основа логических переходов и выводов,
сильнодействующее средство убеждения.
Мифологический тип мышления определяют ассоциативность, генетизм,
космоцентризм и антропоморфизм, бинарность.
Религиозный тип мышления основан на
сакрализации объекта:
характеризуется такими чертами как авторитарность, традиционализм,
приоритет веры над дискурсивностью и значимость интуиции, нерефлективных
способов познания.
Научный тип мышления определяется как рационально-критический. Ему
присущи тенденция к логико-дискурсивному обоснованию, обобщение в форме
выявления закономерностей, объективизм.
При этом все эти типы мышления сосуществуют в сознании современного
человека. Какую логическую
систему выберет человек в данном случае,
зависит от ценностных ориентаций личности и от деталей построения
сообщения, «маркирующих» его как апеллирующее к определенному типу.
Например, если в сообщении активно используются метафоры, сравнения,
примеры, то оно как бы настраивает адресата на использование при его анализе
художественного типа мышления. Однако особое построение сообщения
еще
не дает гарантии его восприятия в рамках логики художественного мышления.
Система ценностей имеет при восприятии новой информации определяющее
значение. Различные ценности могут закрепляться в рамках разных типов
мышления: одни как религиозные, сакрализуясь; другие как мифологические,
осознаваясь через бинарную оппозицию и нерефлексивно; третьи осознаются
рационально и закрепляются как научные и т
.д.
Обратная связь. Реальным субъектом общественного мнения
потенциальный субъект становится после получения источником (носитель
мнения) положительной обратной связи (напр. итоги выборов, публичные
выступления по инициативе субъекта общественного мнения).
Для того, чтобы высказанное в ходе коммуникации мнение стало
общественным, превратившись из суждения в состояние общественного
сознания, оно должно укорениться в сознании
определенной части индивидов,
составляющих субъект общественного мнения. Этим обстоятельством вызвано
выделение субъектного (личностного) уровня детерминации общественного
мнения в качестве завершающей стадии в его формировании.
В настоящее время выделяется несколько типов мышления, выходящих за рамки соответствующей профессиональной деятельности: художественный, мифологический, религиозный и научный тип мышления. Так, художественный тип мышления характеризуют рассмотрение общих закономерностей на уровне единичного и через него, использование в качестве ключевых эмоциональных и ценностных аргументов («Данная идея должна быть принята, потому что она благородна, нравственно значимее, чем альтернативная» или просто «… потому что так интереснее», а не в силу объективности и адекватности), а также наглядность (возможно, в форме сравнения, образа, аналогии) как основа логических переходов и выводов, сильнодействующее средство убеждения. Мифологический тип мышления определяют ассоциативность, генетизм, космоцентризм и антропоморфизм, бинарность. Религиозный тип мышления основан на сакрализации объекта: характеризуется такими чертами как авторитарность, традиционализм, приоритет веры над дискурсивностью и значимость интуиции, нерефлективных способов познания. Научный тип мышления определяется как рационально-критический. Ему присущи тенденция к логико-дискурсивному обоснованию, обобщение в форме выявления закономерностей, объективизм. При этом все эти типы мышления сосуществуют в сознании современного человека. Какую логическую систему выберет человек в данном случае, зависит от ценностных ориентаций личности и от деталей построения сообщения, «маркирующих» его как апеллирующее к определенному типу. Например, если в сообщении активно используются метафоры, сравнения, примеры, то оно как бы настраивает адресата на использование при его анализе художественного типа мышления. Однако особое построение сообщения еще не дает гарантии его восприятия в рамках логики художественного мышления. Система ценностей имеет при восприятии новой информации определяющее значение. Различные ценности могут закрепляться в рамках разных типов мышления: одни как религиозные, сакрализуясь; другие как мифологические, осознаваясь через бинарную оппозицию и нерефлексивно; третьи осознаются рационально и закрепляются как научные и т.д. Обратная связь. Реальным субъектом общественного мнения потенциальный субъект становится после получения источником (носитель мнения) положительной обратной связи (напр. итоги выборов, публичные выступления по инициативе субъекта общественного мнения). Для того, чтобы высказанное в ходе коммуникации мнение стало общественным, превратившись из суждения в состояние общественного сознания, оно должно укорениться в сознании определенной части индивидов, составляющих субъект общественного мнения. Этим обстоятельством вызвано выделение субъектного (личностного) уровня детерминации общественного мнения в качестве завершающей стадии в его формировании. 39
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- …
- следующая ›
- последняя »