Составители:
Рубрика:
5
Общение – это психологическое взаимодействие людей во всех
формах, включая информационно-коммуникативные. Б. Д. Парыгин
пишет: «Общение – это сложный многогранный процесс, который мо-
жет одновременно выступать и как процесс социального взаимодейст-
вия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение лю-
дей друг к друг, и как процесс их взаимовлияния и взаимопонимания»
[18, с. 56].
Общение достаточно широко использовалось в контексте деятель-
ностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности
(М. И. Лисина, А. Н. Леонтьев, А. А. Бодалев и другие). Меж-
личностные отношения при этом оказались включенными в проблема-
тику общения. В то же время межличностные отношения интенсивно
изучались в русле психологии отношений, основанном А. Л. Лазурским
и В. Н. Мясищевым. В центре этого направления лежит представление о
личности, ядром которой является индивидуально-целостная система
субъективно-оценочных отношений к действительности [5, 15].
В работах М. И. Лисиной [12] предметом исследования выступает
общение ребенка с другими людьми, понимаемое как деятельность, и в
качестве продукта этой деятельности выступают отношения с другими
и образ себя и другого. Следует подчеркнуть, что в центре внимания
автора находится не столько внешняя, поведенческая картина общения,
сколько его внутренний, психологический пласт, т. е. потребности и мо-
тивы общения, которые по сути дела и есть отношения. То есть отноше-
ния становятся эмоциональным продуктом деятельности.
Однако отношение никак нельзя свести к действию (или к деятель-
ности), более того, оно во многом противоположно действию. В отли-
чие от действия, отношение: 1) не имеет цели и не может быть произ-
вольным; 2) не является процессом и, следовательно, не имеет про-
странственно-временной развертки; оно скорее есть состояние, чем
процесс; 3) не имеет культурно-нормированных внешних средств осу-
ществления и, следовательно, не может быть представлено и усвоено в
обобщенной форме; оно всегда предельно индивидуально и конкретно.
Вместе с тем, отмечает А. А. Бодалев [4], отношение неразрывно
связано с действием. Оно порождает действие, меняется и преобразует-
ся в действии и само формируется и возникает в действии. Личностный
Общение – это психологическое взаимодействие людей во всех формах, включая информационно-коммуникативные. Б. Д. Парыгин пишет: «Общение – это сложный многогранный процесс, который мо- жет одновременно выступать и как процесс социального взаимодейст- вия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение лю- дей друг к друг, и как процесс их взаимовлияния и взаимопонимания» [18, с. 56]. Общение достаточно широко использовалось в контексте деятель- ностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности (М. И. Лисина, А. Н. Леонтьев, А. А. Бодалев и другие). Меж- личностные отношения при этом оказались включенными в проблема- тику общения. В то же время межличностные отношения интенсивно изучались в русле психологии отношений, основанном А. Л. Лазурским и В. Н. Мясищевым. В центре этого направления лежит представление о личности, ядром которой является индивидуально-целостная система субъективно-оценочных отношений к действительности [5, 15]. В работах М. И. Лисиной [12] предметом исследования выступает общение ребенка с другими людьми, понимаемое как деятельность, и в качестве продукта этой деятельности выступают отношения с другими и образ себя и другого. Следует подчеркнуть, что в центре внимания автора находится не столько внешняя, поведенческая картина общения, сколько его внутренний, психологический пласт, т. е. потребности и мо- тивы общения, которые по сути дела и есть отношения. То есть отноше- ния становятся эмоциональным продуктом деятельности. Однако отношение никак нельзя свести к действию (или к деятель- ности), более того, оно во многом противоположно действию. В отли- чие от действия, отношение: 1) не имеет цели и не может быть произ- вольным; 2) не является процессом и, следовательно, не имеет про- странственно-временной развертки; оно скорее есть состояние, чем процесс; 3) не имеет культурно-нормированных внешних средств осу- ществления и, следовательно, не может быть представлено и усвоено в обобщенной форме; оно всегда предельно индивидуально и конкретно. Вместе с тем, отмечает А. А. Бодалев [4], отношение неразрывно связано с действием. Оно порождает действие, меняется и преобразует- ся в действии и само формируется и возникает в действии. Личностный 5
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »