Педагогическая практика на филологическом факультете: содержание, структура, методические рекомендации. Фролова А.В - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

15
Цель познания ставится ко всему уроку и в начале каждого этапа. В
конце каждого этапа учитель повторяет вопрос-задание. Учащиеся пооче-
редно опрашиваются, потом учитель обобщает ответы детей и делает вы-
вод 2–3 грамотно сформулированных предложения, которые и являются
ответом на предложенную вначале познавательную цель. Таким образом,
цель познания помогает на основе сделанной работы сделать вывод, ос-
новное умозаключение. Вывод по уроку обязательно записывается в уче-
нические тетради для запоминания и отработки навыков устной речи при
домашнем повторении; также может быть записан вывод по этапу слово
учителя.
Слово учителя, или Вступительное слово, или Лекция (в старших
классах). Цель создание установки на восприятие и понимание художе-
ственного текста, мотивировка последующего анализа, создание у учащих-
ся ориентиров восприятия. Объем Слова варьируется от 57 минут в
младших классах до целого урока в старших. Одно из условий последую-
щей правильной постановки чтения создание у учащихся установки вни-
мания и интереса. Учащиеся приступают к новой теме, чтению нового ма-
териала, их сознание еще заполнено образами и мыслями, вызванными тем,
что они только что изучали и пережили. Учеников нужно переключить на
новый материал, возбудить внимание, интерес к новому, по возможности
связав его с теми вопросами, которые в данный момент волнуют детей, и с
тем литературным материалом, который перед этим был разобран.
Содержание вступительного этапа урока разнообразно, это может
быть исторический или социально-бытовой комментарий к произведению
(например, к «Тарасу Бульбе» Н. Гоголя, «Песне про купца Калашнико-
ва» М. Лермонтова); актуализация жизненного опыта и живых наблюде-
ний учащихся (например, при изучении пейзажной лирики или произведе-
ний, в которых речь идет о явлениях, близких и понятных детям); биогра-
фия писателя (нужно помнить, что в каждом классе изучается определен-
ный аспект биографии). В любом случае должна быть дана информация о
произведении, изучающемся текстуально.
Этап Чтения дает эмоциональную установку на последующий анализ
текста. Он обязателен при изучении лирики. Первичное чтение должен
осуществить учитель (желательно наизусть, особенно в случае, если стихо-
творение будет задано на дом для выучивания наизусть). Прослушивание
записей с чтением профессионалов целесообразно после анализа стихотво-
рения: важно, чтобы учащиеся не подпали под чужую трактовку, а сопос-
тавили собственное понимание текста с подачей его профессиональным
чтецом. При изучении драматических произведений обязательно использу-
ется чтение по ролям. Что касается эпических произведений, то все зави-
сит от их объема. Небольшие тексты лучше читать в классе, чтобы сохра-
нить силу эмоционального воздействия произведения. Крупные по объему
     Цель познания ставится ко всему уроку и в начале каждого этапа. В
конце каждого этапа учитель повторяет вопрос-задание. Учащиеся пооче-
редно опрашиваются, потом учитель обобщает ответы детей и делает вы-
вод – 2–3 грамотно сформулированных предложения, которые и являются
ответом на предложенную вначале познавательную цель. Таким образом,
цель познания помогает на основе сделанной работы сделать вывод, ос-
новное умозаключение. Вывод по уроку обязательно записывается в уче-
нические тетради для запоминания и отработки навыков устной речи при
домашнем повторении; также может быть записан вывод по этапу слово
учителя.
     Слово учителя, или Вступительное слово, или Лекция (в старших
классах). Цель – создание установки на восприятие и понимание художе-
ственного текста, мотивировка последующего анализа, создание у учащих-
ся ориентиров восприятия. Объем Слова варьируется – от 5–7 минут в
младших классах до целого урока в старших. Одно из условий последую-
щей правильной постановки чтения – создание у учащихся установки вни-
мания и интереса. Учащиеся приступают к новой теме, чтению нового ма-
териала, их сознание еще заполнено образами и мыслями, вызванными тем,
что они только что изучали и пережили. Учеников нужно переключить на
новый материал, возбудить внимание, интерес к новому, по возможности
связав его с теми вопросами, которые в данный момент волнуют детей, и с
тем литературным материалом, который перед этим был разобран.
     Содержание вступительного этапа урока разнообразно, это может
быть исторический или социально-бытовой комментарий к произведению
(например, к «Тарасу Бульбе» Н. Гоголя, «Песне про купца Калашнико-
ва…» М. Лермонтова); актуализация жизненного опыта и живых наблюде-
ний учащихся (например, при изучении пейзажной лирики или произведе-
ний, в которых речь идет о явлениях, близких и понятных детям); биогра-
фия писателя (нужно помнить, что в каждом классе изучается определен-
ный аспект биографии). В любом случае должна быть дана информация о
произведении, изучающемся текстуально.
     Этап Чтения дает эмоциональную установку на последующий анализ
текста. Он обязателен при изучении лирики. Первичное чтение должен
осуществить учитель (желательно наизусть, особенно в случае, если стихо-
творение будет задано на дом для выучивания наизусть). Прослушивание
записей с чтением профессионалов целесообразно после анализа стихотво-
рения: важно, чтобы учащиеся не подпали под чужую трактовку, а сопос-
тавили собственное понимание текста с подачей его профессиональным
чтецом. При изучении драматических произведений обязательно использу-
ется чтение по ролям. Что касается эпических произведений, то все зави-
сит от их объема. Небольшие тексты лучше читать в классе, чтобы сохра-
нить силу эмоционального воздействия произведения. Крупные по объему

                                   15