Научное творчество и организация НИДС в вузе. Галустов А.Р - 40 стр.

UptoLike

Составители: 

40
ким» специалистом, ученый сталкивается не только с безграничностью знаний,
но и с ограниченностью собственных внутренних условий, сковывающих раз-
витие и реализацию его больших потенциальных ресурсов. Часто он ищет
внешние средства и компенсаторы, тогда как его собственные потенции оста-
ются неиспользованными.
На современном этапе развития науки все чаще в качестве субъекта позна-
вательной деятельности выступают научные коллективы. Это обусловлено в
значительной мере использованием сложнейшего дорогостоящего оборудова-
ния, проведением интенсивных комплексных работ большого объема и другими
особенностями производства знаний. Объединение отдельных лиц в единый
субъект творческой деятельности приводит к разделению функций между ними,
дает возможность соединить разнообразные формы их организации в единое
целое.
Среди различных форм организации исследователей в процессе научной
деятельности заслуживает внимания форма, при которой производство новой
научной информации осуществляется так называемым индустриальным, фаб-
ричным, конвейерным способом. Опыт ее внедрения особенно отчетливо пока-
зал необходимость исследования социально-психологических аспектов научной
деятельности для повышения ее эффективности.
Индустриальный способ производства научной информации предполагает
расчленение исследовательской деятельности на необходимые для достижения
цели этапы и операции и закрепление их за группами или определенными ис-
следователями.
Единство и дифференциация функций участников творческого процесса
обнаруживаются на первоначальных стадиях организации группового или кол-
лективного творчества. Любые, даже сравнительно скромные и небольшие
творческие коллективы, - киностудии, театры, конструкторские бюро знают не
только творческих исполнителей, но и ведущих творческих организаторов, в
качестве которых выступают соответственно режиссеры-постановщики, глав-
ные режиссеры и генеральные конструкторы. От их эрудиции, организаторских
способностей и других деловых качеств во многом зависит успех в работе твор-
ческого коллектива.
Главная задача творческого организатора (творческого руководителя) –
выносить замысел создаваемого духовного объекта. Просчет в замысле не мо-
жет быть устранен при решении отдельных частных задач. Результаты этого
процесса могут лишь дать информацию относительно уровня оптимальности
избранного общего направления, но не больше.
В научном, техническом и художественном творчестве в связи с отмечен-
ными обстоятельствами используется прием (принцип) разделения, декомпози-
ция проблемы.
Известно, например, что комплект технической документации на сооруже-
ние современного самолета весит не меньше, а порой и больше, чем летатель-
ный аппарат. Генеральному конструктору одному, «вручную» не хватит ни сил,
ни времени для того, чтобы «вычертить» десятки тонн документации. Но дело
даже не в этом сугубо организационно-техническом мероприятии. Генеральный
ким» специалистом, ученый сталкивается не только с безграничностью знаний,
но и с ограниченностью собственных внутренних условий, сковывающих раз-
витие и реализацию его больших потенциальных ресурсов. Часто он ищет
внешние средства и компенсаторы, тогда как его собственные потенции оста-
ются неиспользованными.
     На современном этапе развития науки все чаще в качестве субъекта позна-
вательной деятельности выступают научные коллективы. Это обусловлено в
значительной мере использованием сложнейшего дорогостоящего оборудова-
ния, проведением интенсивных комплексных работ большого объема и другими
особенностями производства знаний. Объединение отдельных лиц в единый
субъект творческой деятельности приводит к разделению функций между ними,
дает возможность соединить разнообразные формы их организации в единое
целое.
     Среди различных форм организации исследователей в процессе научной
деятельности заслуживает внимания форма, при которой производство новой
научной информации осуществляется так называемым индустриальным, фаб-
ричным, конвейерным способом. Опыт ее внедрения особенно отчетливо пока-
зал необходимость исследования социально-психологических аспектов научной
деятельности для повышения ее эффективности.
     Индустриальный способ производства научной информации предполагает
расчленение исследовательской деятельности на необходимые для достижения
цели этапы и операции и закрепление их за группами или определенными ис-
следователями.
     Единство и дифференциация функций участников творческого процесса
обнаруживаются на первоначальных стадиях организации группового или кол-
лективного творчества. Любые, даже сравнительно скромные и небольшие
творческие коллективы, - киностудии, театры, конструкторские бюро знают не
только творческих исполнителей, но и ведущих творческих организаторов, в
качестве которых выступают соответственно режиссеры-постановщики, глав-
ные режиссеры и генеральные конструкторы. От их эрудиции, организаторских
способностей и других деловых качеств во многом зависит успех в работе твор-
ческого коллектива.
     Главная задача творческого организатора (творческого руководителя) –
выносить замысел создаваемого духовного объекта. Просчет в замысле не мо-
жет быть устранен при решении отдельных частных задач. Результаты этого
процесса могут лишь дать информацию относительно уровня оптимальности
избранного общего направления, но не больше.
     В научном, техническом и художественном творчестве в связи с отмечен-
ными обстоятельствами используется прием (принцип) разделения, декомпози-
ция проблемы.
     Известно, например, что комплект технической документации на сооруже-
ние современного самолета весит не меньше, а порой и больше, чем летатель-
ный аппарат. Генеральному конструктору одному, «вручную» не хватит ни сил,
ни времени для того, чтобы «вычертить» десятки тонн документации. Но дело
даже не в этом сугубо организационно-техническом мероприятии. Генеральный
                                    40