Составители:
Рубрика:
22
культуры как Возрождение при разных подходах может превращаться то в
«осень средневековья», то в начало Нового времени.
Тип культуры – социокультурная целостность, локализованная в
пространстве или во времени, выделенная на основании одного или ряда
существенных признаков: язык, религия, хозяйство, отношение к природе и
человеку, традиции и новации. Наиболее распространёнными являются
регионально
-этнические, исторические, хозяйственные, социально-
экономические, религиозные, ценностно-смысловые типологии культуры.
Чем больше оснований используется при типологизации, тем более
жизнеспособной оказывается описываемая модель или тип.
Типологические изучение русской культуры, по сути, только начинается.
До недавнего времени господствовал формационный принцип, сегодня явно
обнаруживается стремление учесть весь комплекс факторов:
пространственных - определённых особенностями природных
и
геополитических условий, временных - связанных с условиями
исторического бытия культуры, этно- и социопсихологических -
цементирующих культурную общность за счёт формирования сопоставимых
ценностно-нормативных механизмов, субъективного осознания общности,
самоидентификации людей.
34
Рассмотрим эти группы факторов применительно к русской культуре.
Пространственные факторы. Им уделяли особое внимание евразийцы. В
их трудах даже сформировался особый термин – «месторазвитие». «Под
месторазвитием человеческих сообществ мы понимаем определённую
географическую среду, которая налагает печать своих особенностей на
человеческие общности... Социально-историческая среда и географическая
обстановка сливаются в некое
единое целое, взаимно влияя друг на друга»
35
.
Культура складывается в сложном процессе взаимовлияния народа и
осваиваемой им территории.
1. Обширное пространство, огромная территория, занимаемая русской
культурой, сами по себе создают фундамент многообразия. Множество
часовых поясов, климатических зон: тундра, тайга, лес, степь, приморские
районы Севера и Дальнего Востока – всё это разные условия жизни и
деятельности людей. Закономерно складывается множество
субкультур:
поморы на севере и казаки на юге – это почти разные народы.
2. Открытость географического пространства, отсутствие границ между её
европейской и азиатской частями. «Необъятность русской земли, отсутствие
границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской
души соответствует пейзажу русской земли: та же безграничность,
бесформенность, устремлённость в бесконечность,
широта».
36
34
Об этом подробнее см.: Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая
ретроспектива и перспектива. М., 1998, гл.I.
35
Вернадский Г.В. Начертание русской истории.// Евразия. Исторические взгляды русских
эмигрантов. М., 1992, С. 102.
36
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
культуры как Возрождение при разных подходах может превращаться то в «осень средневековья», то в начало Нового времени. Тип культуры социокультурная целостность, локализованная в пространстве или во времени, выделенная на основании одного или ряда существенных признаков: язык, религия, хозяйство, отношение к природе и человеку, традиции и новации. Наиболее распространёнными являются регионально-этнические, исторические, хозяйственные, социально- экономические, религиозные, ценностно-смысловые типологии культуры. Чем больше оснований используется при типологизации, тем более жизнеспособной оказывается описываемая модель или тип. Типологические изучение русской культуры, по сути, только начинается. До недавнего времени господствовал формационный принцип, сегодня явно обнаруживается стремление учесть весь комплекс факторов: пространственных - определённых особенностями природных и геополитических условий, временных - связанных с условиями исторического бытия культуры, этно- и социопсихологических - цементирующих культурную общность за счёт формирования сопоставимых ценностно-нормативных механизмов, субъективного осознания общности, самоидентификации людей.34 Рассмотрим эти группы факторов применительно к русской культуре. Пространственные факторы. Им уделяли особое внимание евразийцы. В их трудах даже сформировался особый термин «месторазвитие». «Под месторазвитием человеческих сообществ мы понимаем определённую географическую среду, которая налагает печать своих особенностей на человеческие общности... Социально-историческая среда и географическая обстановка сливаются в некое единое целое, взаимно влияя друг на друга»35. Культура складывается в сложном процессе взаимовлияния народа и осваиваемой им территории. 1. Обширное пространство, огромная территория, занимаемая русской культурой, сами по себе создают фундамент многообразия. Множество часовых поясов, климатических зон: тундра, тайга, лес, степь, приморские районы Севера и Дальнего Востока всё это разные условия жизни и деятельности людей. Закономерно складывается множество субкультур: поморы на севере и казаки на юге это почти разные народы. 2. Открытость географического пространства, отсутствие границ между её европейской и азиатской частями. «Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли: та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта».36 34 Об этом подробнее см.: Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М., 1998, гл.I. 35 Вернадский Г.В. Начертание русской истории.// Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992, С. 102. 36 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 22
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- …
- следующая ›
- последняя »