Русская культура: Проблемы, феномены, историческая типология. Гаврилина Л.М. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

24
распространение ислама среди многих народов Россииещё один толчок в
сторону Востока).
Временные факторы могут быть представлены в виде двух слагаемых. Во-
первых, это основные культурные компоненты, лежавшие у истоков русской
культуры. Во-вторых, это особенности исторического развития культуры,
которые также наложили отпечаток на облик русской культуры.
1. Культурные компоненты.
Восточнославянская языческая культура с сильной примесью
финноугорских, балтских, тюркских компонентов. Эта культурная общность
уже вполне сложилась к VIII – IX векам на базе языческой картины мира,
земледельческого образа жизни, присущих им традиций, обычаев и норм. В
основных своих чертах эта культура сохранялась почти до XIII века,
несмотря на принятие христианства, а отдельные следы её можно
увидеть в
русской культуре и сегодня.
Христианство в его восточном вариантеправославие. Принятое
официально в 988 году, православие стало доминантной формой интеграции,
как государства, так и культуры. Особенностью принятия христианства на
Руси было то, что произошло оно «сверху», по решению князя, православие
распространялось как государственная религия: утверждение новой веры и
присоединение народов к государству происходили одновременно. Это
определило судьбу христианства в России: тесная связь церкви и
государства, формально-обрядовое его соблюдение большинством
населения (причём в очень сложной смеси с остатками язычества) и истовое,
глубоко внутреннее принятие веры небольшой частью населения, что
сказалось в интенсивном развитии монастырей, скитов, формировании
русской святости. (О
месте и значении христианства в русской культуре
будет сказано ниже).
Культурные традиции степных народов. Открытое географическое
пространство, постепенно осваиваемое русской культурой, издревле было
населено множеством кочевых народов. Для восточных славян соседство с
тюркоязычной кочевой степью было постоянным фактором развития, с ними
и торговали, и воевали. В IV веке н.э.
в глубинах Азии зарождается мощное
движение народов на Запад, известное как Великое переселение народов. С
IV по XIII век через южнорусские степи на запад прошло множество
народов, с которыми воевали и торговали, заключали военные союзы и
заключали браки восточные славяне, а позже - население Древней Руси.
Известны случаи, когда кочевые племена (например, берендеи,
чёрные
клобуки), заключив союз с русскими князьями, оседали на землю по южным
границам Древней Руси и исполняли роль, которую впоследствии возьмут
на себя казаки, - охраняли границы русских княжеств. Контакты между
Русью и степью были постоянными и тесными, это хорошо прослеживается,
в частности, на археологическом и лингвистическом материале.
Яркой отличительной особенностью
русской культуры, как в
распространение ислама среди многих народов России – ещё один толчок в
сторону Востока).
Временные факторы могут быть представлены в виде двух слагаемых. Во-
первых, это основные культурные компоненты, лежавшие у истоков русской
культуры. Во-вторых, это особенности исторического развития культуры,
которые также наложили отпечаток на облик русской культуры.
1. Культурные компоненты.
    Восточнославянская языческая культура с сильной примесью
финноугорских, балтских, тюркских компонентов. Эта культурная общность
уже вполне сложилась к VIII – IX векам на базе языческой картины мира,
земледельческого образа жизни, присущих им традиций, обычаев и норм. В
основных своих чертах эта культура сохранялась почти до XIII века,
несмотря на принятие христианства, а отдельные следы её можно увидеть в
русской культуре и сегодня.
    Христианство в его восточном варианте – православие. Принятое
официально в 988 году, православие стало доминантной формой интеграции,
как государства, так и культуры. Особенностью принятия христианства на
Руси было то, что произошло оно «сверху», по решению князя, православие
распространялось как государственная религия: утверждение новой веры и
присоединение народов к государству происходили одновременно. Это
определило судьбу христианства в России: тесная связь церкви и
государства,     формально-обрядовое его соблюдение большинством
населения (причём в очень сложной смеси с остатками язычества) и истовое,
глубоко внутреннее принятие веры небольшой частью населения, что
сказалось в интенсивном развитии монастырей, скитов, формировании
русской святости. (О месте и значении христианства в русской культуре
будет сказано ниже).
    Культурные традиции степных народов. Открытое географическое
пространство, постепенно осваиваемое русской культурой, издревле было
населено множеством кочевых народов. Для восточных славян соседство с
тюркоязычной кочевой степью было постоянным фактором развития, с ними
и торговали, и воевали. В IV веке н.э. в глубинах Азии зарождается мощное
движение народов на Запад, известное как Великое переселение народов. С
IV по XIII век через южнорусские степи на запад прошло множество
народов, с которыми воевали и торговали, заключали военные союзы и
заключали браки восточные славяне, а позже - население Древней Руси.
Известны случаи, когда кочевые племена (например, берендеи, чёрные
клобуки), заключив союз с русскими князьями, оседали на землю по южным
границам Древней Руси и исполняли роль, которую впоследствии возьмут
на себя казаки, - охраняли границы русских княжеств. Контакты между
Русью и степью были постоянными и тесными, это хорошо прослеживается,
в частности, на археологическом и лингвистическом материале.
        Яркой отличительной особенностью русской культуры, как в
                             24