Составители:
Рубрика:
20
активный процесс самопознания, самоидентификации культуры. По-
видимому, можно говорить и о новом периоде, наметившемся в наше
время.
V период: с конца 80-х годов XX века. Произошли заметные сдвиги в
методологии исследований, всё большее распространение получают
методы культурологического анализа. На первый план выдвинулось
исследование культуры как целостности, её образа мира, системы
ценностей,
ментальности. С изучения собственно «текстов» искусства,
литературы, зодчества, акцент был перенесён на их интерпретацию с целью
реконструкции духовной жизни прошлых эпох. Именно в таком ключе
написана книга А.И. Клибанова «Духовная культура средневековой Руси»
(М., 1994), «Очерки русской культуры XIX века. Т.1. Общественно-
культурная среда» (М., 1998) и др. Особую остроту приобрели проблемы
национального характера, русской ментальности, для изучения которых
стали использоваться методы статистического и социологического
анализа
33
.
Ликвидация идеологических запретов сделала доступным огромный
пласт русского зарубежья, в том числе, и исследования по русской
культуре. Появилась возможность соединить опыт изучения русской
культуры, накопленный советской наукой, и идеи русского зарубежья.
Сложно переплелись позитивистский подход, свойственный исследованиям
советского времени, и интуитивистский, культивировавшийся в
исследованиях русского зарубежья. Русская культура перестала
распадаться
на два отдельных образования: культура до 1917 года и после,-
она воспринимается как целостный сложный организм с длительной
историей, который ещё предстоит исследовать, чтобы понять по-
настоящему.
Контрольные вопросы.
1. Предпосылки обращения к проблемам русской истории и культуры в начале XIX
века.
2. Основные направления в исследовании русской культуры.
3. Основные эпохи в изучении русской культуры.
4. Школы и направления современных исследований русской культуры.
5. Особенности позитивистского подхода к проблемам русской культуры.
6. Особенности евразийского подхода к проблемам русской культуры.
Литература
Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век.
М.: Искусство, 1986.
Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России.
М.: изд-во МГУ, 1985.
33
Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М., 1981; он же. Национальные образы
мира. М., 1988. Касьянова К. О русском национальном характере.М., 1994; Сикевич З.В.
Русские: образ народа. СПб., 1996.
активный процесс самопознания, самоидентификации культуры. По- видимому, можно говорить и о новом периоде, наметившемся в наше время. V период: с конца 80-х годов XX века. Произошли заметные сдвиги в методологии исследований, всё большее распространение получают методы культурологического анализа. На первый план выдвинулось исследование культуры как целостности, её образа мира, системы ценностей, ментальности. С изучения собственно «текстов» искусства, литературы, зодчества, акцент был перенесён на их интерпретацию с целью реконструкции духовной жизни прошлых эпох. Именно в таком ключе написана книга А.И. Клибанова «Духовная культура средневековой Руси» (М., 1994), «Очерки русской культуры XIX века. Т.1. Общественно- культурная среда» (М., 1998) и др. Особую остроту приобрели проблемы национального характера, русской ментальности, для изучения которых стали использоваться методы статистического и социологического анализа33. Ликвидация идеологических запретов сделала доступным огромный пласт русского зарубежья, в том числе, и исследования по русской культуре. Появилась возможность соединить опыт изучения русской культуры, накопленный советской наукой, и идеи русского зарубежья. Сложно переплелись позитивистский подход, свойственный исследованиям советского времени, и интуитивистский, культивировавшийся в исследованиях русского зарубежья. Русская культура перестала распадаться на два отдельных образования: культура до 1917 года и после,- она воспринимается как целостный сложный организм с длительной историей, который ещё предстоит исследовать, чтобы понять по- настоящему. Контрольные вопросы. 1. Предпосылки обращения к проблемам русской истории и культуры в начале XIX века. 2. Основные направления в исследовании русской культуры. 3. Основные эпохи в изучении русской культуры. 4. Школы и направления современных исследований русской культуры. 5. Особенности позитивистского подхода к проблемам русской культуры. 6. Особенности евразийского подхода к проблемам русской культуры. Литература Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.: Искусство, 1986. Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России. М.: изд-во МГУ, 1985. 33 Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М., 1981; он же. Национальные образы мира. М., 1988. Касьянова К. О русском национальном характере.М., 1994; Сикевич З.В. Русские: образ народа. СПб., 1996. 20
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- …
- следующая ›
- последняя »