Русская культура: Проблемы, феномены, историческая типология. Гаврилина Л.М. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

19
Евразией, её национализмевразийством
28
. Изучению этого евразийского
своеобразия России и посвящены многие работы евразийцев. Призывая
изучатьнаследие степей в русской культуре, евразийцы считали многие
западные компоненты чуждыми ей, навязанными Петром Великим.
Сегодня, после распада СССР, когда идёт поиск своего нового места в мире
и культурной идентичности, идеи евразийцев снова стали широко
обсуждаться
29
.
Приоритетным в Русском Зарубежье оставалось религиозно-
философское направление в исследовании русской культуры,
представленное именами Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, Г.Флоровского,
Г.П. Федотова и многих других. Н.А. Бердяев (1874-1948) был редактором
журналаПуть”- религиозного и интеллектуального центра Русского
Зарубежья. Ему принадлежит целый ряд работ, посвящённых осмыслению
особенностей русской
культуры, места России в мире и её судьбы
30
. Он
обратил внимание на прерывность русской истории, обнаруживпять
Россий”, у каждой из которых своё лицо. Важный вклад в изучение
русской культуры внёс Г.В. Флоровский (1893-1979) – богослов, философ,
историк культуры. Его основной труд, “Пути русского богословия
(1938)
31
, представляет собой исследование по истории русской мысли,
которую он представил в виде цеписоблазновисрывов”. Анализируя
русскую культуру, Флоровский отмечал её бинарность, выделяядневную
(христианскую) иночную” (языческую) культуру. Г.П. Федотов (1886-
1951) – религиозный мыслитель, историк, культуролог. Культуру России
считалтретьим культурным материком между Европой и Азией”. Если
внимание
Флоровского было привлечено квысокой культуре”, Федотов,
напротов, активно изучал религиозно-нравственные основания народной
жизни, считая крестьянство почвой национальной культуры.
32
Он также
приходит к выводу о дуализме русской души. Пытаясь выявитьтип
русскости”, он приходит к выводу о двух полярных типах русскости,
борьба между которыми обусловила драматизм русской истории.
Сегодня, на новом историческом переломе, огромный интерес
вызывает русская история и культура, снова, как и сто лет назад идёт
28
Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм.// Россия между Европой и Азией:
Евразийский соблазн. Антология. М., 1993. С.95.
29
Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы круглого стола).//ВФ, 1995, 6, С.3-48;
Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности.//там же, С.49-64.
Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива.
М., 1998.
30
Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990; он же. Русская идея. Основные проблемы русской
мысли XX века.//О России и русской философской культуре: Философы русского
послеоктябрьского зарубежья. М., 1990; он же. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
31
Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев, 1991.
32
Федотов Г.П. Стихи духовные: (русская народная вера по духовным стихам). М., 1991; он же.
Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т 1-2.
СПб., 1992; он же. Письма о русской культуре.// Учебный курс по культурологии. Ростов-на-
Дону, 1996, Прилложение. С.541-570.
Евразией, её национализм – евразийством”28. Изучению этого евразийского
своеобразия России и посвящены многие работы евразийцев. Призывая
изучать “наследие степей” в русской культуре, евразийцы считали многие
западные компоненты чуждыми ей, навязанными Петром Великим.
Сегодня, после распада СССР, когда идёт поиск своего нового места в мире
и культурной идентичности, идеи евразийцев снова стали широко
обсуждаться29.
   Приоритетным в Русском Зарубежье оставалось религиозно-
философское     направление    в   исследовании     русской   культуры,
представленное именами Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, Г.Флоровского,
Г.П. Федотова и многих других. Н.А. Бердяев (1874-1948) был редактором
журнала “Путь”- религиозного и интеллектуального центра Русского
Зарубежья. Ему принадлежит целый ряд работ, посвящённых осмыслению
особенностей русской культуры, места России в мире и её судьбы30. Он
обратил внимание на прерывность русской истории, обнаружив “пять
Россий”, у каждой из которых своё лицо. Важный вклад в изучение
русской культуры внёс Г.В. Флоровский (1893-1979) – богослов, философ,
историк культуры. Его основной труд, “Пути русского богословия”
(1938)31, представляет собой исследование по истории русской мысли,
которую он представил в виде цепи “соблазнов” и “срывов”. Анализируя
русскую культуру, Флоровский отмечал её бинарность, выделяя “дневную”
(христианскую) и “ночную” (языческую) культуру. Г.П. Федотов (1886-
1951) – религиозный мыслитель, историк, культуролог. Культуру России
считал “третьим культурным материком между Европой и Азией”. Если
внимание Флоровского было привлечено к “высокой культуре”, Федотов,
напротов, активно изучал религиозно-нравственные основания народной
жизни, считая крестьянство почвой национальной культуры.32 Он также
приходит к выводу о дуализме русской души. Пытаясь выявить “тип
русскости”, он приходит к выводу о двух полярных типах русскости,
борьба между которыми обусловила драматизм русской истории.
   Сегодня,    на новом     историческом переломе, огромный интерес
вызывает русская история и культура, снова, как и сто лет назад идёт

  28
     Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм.// Россия между Европой и Азией:
  Евразийский соблазн. Антология. М., 1993. С.95.
  29
     Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы круглого стола).//ВФ, 1995, №6, С.3-48;
  Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности.//там же, С.49-64.
  Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива.
  М., 1998.
  30
     Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990; он же. Русская идея. Основные проблемы русской
  мысли XX века.//О России и русской философской культуре: Философы русского
  послеоктябрьского зарубежья. М., 1990; он же. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  31
     Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев, 1991.
  32
     Федотов Г.П. Стихи духовные: (русская народная вера по духовным стихам). М., 1991; он же.
  Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т 1-2.
  СПб., 1992; он же. Письма о русской культуре.// Учебный курс по культурологии. Ростов-на-
  Дону, 1996, Прилложение. С.541-570.
                                          19