Русская культура: Проблемы, феномены, историческая типология. Гаврилина Л.М. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

4
становлении и развитии исследований русской культуры, призванная
выявить проблемы в изучении и показать разнообразие подходов к теме.
Заключительная глава посвящена одному из региональных вариантов
русской культурыкультуре Калининградского региона.
Глава 1.Русская культура: проблемы и этапы в изучении.
Первые серьёзные шаги по пути осмысления и изучения terra incognito
под названием «русская культура» были сделаны в начале XIX века. В это
время в русский язык ещё не вошло слово «культура», оно появится позже,
1
но проблемное поле, покрываемое этим понятием уже начало оформляться
и притягивать внимание.
Предпосылки. Поворотным моментом, по мнению многих
исследователей, стали события 1812-1815 годов. Подъём национального
самосознания, вызванный войной Отечественной 1812 года, был усилен
знакомством многих русских людей с жизнью, культурой других народов
во время европейского похода русской армии. Это, в конечном
итоге,
привело к первым попыткам рефлексии над собственной культурой,
стремлению понять и объяснить прошлое и настоящее собственного
народа. Не случайно такой резонанс вызвала «История государства
российского» Н. М. Карамзина, появившаяся между 1803 и 1826 гг. Ею
зачитывалось всё русское общество: «все, даже светские женщины
бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она
была для них новым открытием.… Несколько времени ни о чём другом не
говорили», - писал А. С. Пушкин.
2
Немалую роль в обращении к древней и средневековой истории и
культуре России сыграл романтизм первой трети XIX века со
специфическим для него интересом к старине, далёкому прошлому, к
неизвестным мирам, экзотическим культурам, сказкам, легендам, тайнам.
Результаты такого обращения мы видим во многих областях. В архитектуре
это так называемая «псевдоготика» (а, по
сути, – романтическая вариация
на темы древнерусской архитектуры). В литературе это увлечение русской
сказкой, интерес к старинным обычаям, традициям, поверьям,
проявившееся в творчестве Пушкина, Жуковского, Гоголя и многих других.
Появилось и желание делать исторические реконструкции прошлых
событий и эпохБорис Годунов» и «История Пугачёва» А.С. Пушкина,
«Иван Сусанин» Глинки и
т.д.). А.С. Пушкин сформулировал особую
притягательность этого романтического увлечения: «Изображение старины,
1
Слово «культура» впервые фиксируют в «Карманном словаре иностранных слов» под ред.
Кириллова, увидевшем свет в 1848 г.
2
Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 тт., т.VIII. М., 1958, С.66-67.
становлении и развитии исследований русской культуры, призванная
выявить проблемы в изучении и показать разнообразие подходов к теме.
Заключительная глава посвящена одному из региональных вариантов
русской культуры – культуре Калининградского региона.

Глава 1.Русская культура: проблемы и этапы в изучении.

   Первые серьёзные шаги по пути осмысления и изучения terra incognito
под названием «русская культура» были сделаны в начале XIX века. В это
время в русский язык ещё не вошло слово «культура», оно появится позже,1
но проблемное поле, покрываемое этим понятием уже начало оформляться
и притягивать внимание.
   Предпосылки. Поворотным моментом, по мнению многих
исследователей, стали события 1812-1815 годов. Подъём национального
самосознания, вызванный войной Отечественной 1812 года, был усилен
знакомством многих русских людей с жизнью, культурой других народов
во время европейского похода русской армии. Это, в конечном итоге,
привело к первым попыткам рефлексии над собственной культурой,
стремлению понять и объяснить прошлое и настоящее собственного
народа. Не случайно такой резонанс вызвала «История государства
российского» Н. М. Карамзина, появившаяся между 1803 и 1826 гг. Ею
зачитывалось всё русское общество: «все, даже светские женщины
бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она
была для них новым открытием. Несколько времени ни о чём другом не
говорили», - писал А. С. Пушкин.2
   Немалую роль в обращении к древней и средневековой истории и
культуре России сыграл романтизм первой трети XIX              века со
специфическим для него интересом к старине, далёкому прошлому, к
неизвестным мирам, экзотическим культурам, сказкам, легендам, тайнам.
Результаты такого обращения мы видим во многих областях. В архитектуре
это так называемая «псевдоготика» (а, по сути, – романтическая вариация
на темы древнерусской архитектуры). В литературе это увлечение русской
сказкой, интерес к старинным обычаям, традициям, поверьям,
проявившееся в творчестве Пушкина, Жуковского, Гоголя и многих других.
Появилось и желание делать исторические реконструкции прошлых
событий и эпох («Борис Годунов» и «История Пугачёва» А.С. Пушкина,
«Иван Сусанин» Глинки и т.д.). А.С. Пушкин сформулировал особую
притягательность этого романтического увлечения: «Изображение старины,



  1
    Слово «культура» впервые фиксируют в «Карманном словаре иностранных слов» под ред.
  Кириллова, увидевшем свет в 1848 г.
  2
    Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 тт., т.VIII. М., 1958, С.66-67.
                                      4