Составители:
Рубрика:
5
даже слабое и неверное имеет неизъяснимую прелесть для воображения,
притуплённого единообразной пестротою настоящего, ежедневного».
3
Ещё одним фактором, давшим толчок к собирательству русских
древностей и, в конечном итоге, к изучению прошлого русской культуры,
стала охранительная внутренняя политика Николая I со знаменитой
триадой: «православие, самодержавие, народность». На этих трёх китах
держалась вся официальная культурная жизнь России 30- 50-х годов XIX
века. Она объявляла Россию совершенно особым государством, с
самобытным
, только ей присущим образом жизни, противостоящим всему
остальному миру. На этой почве начинается инициируемый царём процесс
собирания и фиксации русских древностей для выработки на их основе
собственного русского стиля – не столь художественного, сколь
идеологического детища художника Ф.Г. Солнцева, архитектора К.А.Тона
и самого Николая I, - получившего впоследствии название
«псевдорусского
стиля».
Направления. Интерес к русской истории и культуре, возникший в
начале XIX века, сразу начинает развиваться в нескольких направлениях,
так или иначе сохранившихся до наших дней.
Первое из них можно назвать историческим. Это традиционная для
XIX века история государства Российского, подразумевающая изложение
событий, фактов, связанных со становлением и развитием государства
,
сменой правителей и династий, описание переворотов, войн, восстаний, -
официальная, событийная история. Это направление восходит к традициям
русского летописания, к «Повести временных лет». Интерес к русской
истории был присущ и многим людям XVIII века, таким как В.Н. Татищев,
М.В.Ломоносов, Н.И. Новиков и др. Они закладывали основы научной
истории
России. Классическим трудом этого направления в XIX веке стала
«История» Н.М.Карамзина. Это направление не обращено к исследованию
собственно культуры, но оно создаёт хронологический событийный
каркас, вне которого такое исследование невозможно.
Второе направление можно условно назвать философским. Не потому,
что представители этого направления профессиональные философы, хотя
без их имён не
обходится ни одна история русской философии, а по
самому подходу к предмету исследования, основная цель которого –
осмысление места России в мировой истории, выявление особенностей ей
социокультурного развития. Здесь речь идёт не о событийной стороне, а о
поиске глубинной сущности русской культуры. Точкой отсчёта можно
назвать знаменитые письма П. Чаадаева, расколовшие
русское общество
надвое. Это направление так и развивалось в виде двух враждующих
потоков: славянофилов и западников, - имевших противоположные взгляды
почти по всем вопросам русской истории и культуры. Представителям
3
Там же.
даже слабое и неверное имеет неизъяснимую прелесть для воображения, притуплённого единообразной пестротою настоящего, ежедневного».3 Ещё одним фактором, давшим толчок к собирательству русских древностей и, в конечном итоге, к изучению прошлого русской культуры, стала охранительная внутренняя политика Николая I со знаменитой триадой: «православие, самодержавие, народность». На этих трёх китах держалась вся официальная культурная жизнь России 30- 50-х годов XIX века. Она объявляла Россию совершенно особым государством, с самобытным, только ей присущим образом жизни, противостоящим всему остальному миру. На этой почве начинается инициируемый царём процесс собирания и фиксации русских древностей для выработки на их основе собственного русского стиля не столь художественного, сколь идеологического детища художника Ф.Г. Солнцева, архитектора К.А.Тона и самого Николая I, - получившего впоследствии название «псевдорусского стиля». Направления. Интерес к русской истории и культуре, возникший в начале XIX века, сразу начинает развиваться в нескольких направлениях, так или иначе сохранившихся до наших дней. Первое из них можно назвать историческим. Это традиционная для XIX века история государства Российского, подразумевающая изложение событий, фактов, связанных со становлением и развитием государства, сменой правителей и династий, описание переворотов, войн, восстаний, - официальная, событийная история. Это направление восходит к традициям русского летописания, к «Повести временных лет». Интерес к русской истории был присущ и многим людям XVIII века, таким как В.Н. Татищев, М.В.Ломоносов, Н.И. Новиков и др. Они закладывали основы научной истории России. Классическим трудом этого направления в XIX веке стала «История» Н.М.Карамзина. Это направление не обращено к исследованию собственно культуры, но оно создаёт хронологический событийный каркас, вне которого такое исследование невозможно. Второе направление можно условно назвать философским. Не потому, что представители этого направления профессиональные философы, хотя без их имён не обходится ни одна история русской философии, а по самому подходу к предмету исследования, основная цель которого осмысление места России в мировой истории, выявление особенностей ей социокультурного развития. Здесь речь идёт не о событийной стороне, а о поиске глубинной сущности русской культуры. Точкой отсчёта можно назвать знаменитые письма П. Чаадаева, расколовшие русское общество надвое. Это направление так и развивалось в виде двух враждующих потоков: славянофилов и западников, - имевших противоположные взгляды почти по всем вопросам русской истории и культуры. Представителям 3 Там же. 5
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »