Русская культура: Проблемы, феномены, историческая типология. Гаврилина Л.М. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

6
этого направления иногда не хватает опоры на реальные события и факты,
их утверждения часто недоказуемы и чрезмерно полемически заострены.
Однако некоторые их идеи живут и здравствуют по сей день.
Третье направление условно назовём художественным, так как его
представителей более всего интересовали именно художественные
ценности России. Оно зарождалось как собирательство древностей,
их
описание, зарисовка. Важные шаги в этом направлении были сделаны ещё
Петром I в 1917-1918 годах, когда он издаёт указы о централизованном
сборе редких случайно находимых в земле древних предметах: «Ежели кто
найдёт в земле или в воде, какие старые вещи, а именно: каменья
необыкновенныестарые надписи на каменьях, железе или меди, или
,
какое старое и ныне необыкновенное ружьё, посуду и прочее все, что зело
старо и необыкновеннотакожъ бы приносили, за что давана будет
довольная дача, смотря по вещи...».
4
Благодаря этим указам были собраны
коллекции Кунсткамеры, знаменитая Сибирская коллекция Петра,
хранящаяся ныне в Государственном Эрмитаже. К сожалению, эти указы
были сориентированы больше на экзотику и не стимулировали
собирательство русских древностей. В петровское время было
распространено убеждение, что ничего достойного внимания в культуре
Древней Руси не было. Показательно мнение cподвижника
Петра I
Феофана Прокоповича: «Что о архитектуре речем? Каковое было и каковое
поныне видим строение? Было таковое, которое насилу крайне нужде
служило, насилу от воздушной противности, от дождя, ветра и мраза
охранять могло, а нынешнее сверх всякого изряднейшего угодия красотою
и великолепием светится». Даже наиболее образованные люди конца XVIII
века, интересовавшиеся русской историей
, почти не замечали памятники
литературы и искусства Древней Руси. Считалось, что науки и художества
стали развиваться лишь при Петре. Обращение Ломоносова к русским
мозаикам было вызвано не интересом к их художественной ценности, а
желанием раскрыть секреты производства и собрать «материалы для
иконологии бывших в России государей»
5
.
С конца XVIII – начала XIX века всё чаще внимание стали
привлекать и старые русские памятники и тексты, складываются частные
коллекции древних рукописей А.Н. Мусина-Пушкина, А.Ф. Толстого, Н.И.
Румянцева. Раньше начали собирать именно литературу, она отвечала
потребностям изучения древней истории. На втором месте после
литературы стояла архитектура, прежде всего,
церковное зодчество,
которое начинает привлекать внимание уже в конце XVIII века, а в 1811
году вышел первый труд: «Опыт повествования о русских древностях» Г.П.
Успенского, где содержались сведения об особенностях российского
4
Путешествия в древность./ Под ред. В.Л.Янина. М.: изд-во МГУ, 1983, С.20.
5
Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.,
1986, С.18.
этого направления иногда не хватает опоры на реальные события и факты,
их утверждения часто недоказуемы и чрезмерно полемически заострены.
Однако некоторые их идеи живут и здравствуют по сей день.
   Третье направление условно назовём художественным, так как его
представителей более всего интересовали именно художественные
ценности России. Оно зарождалось как собирательство древностей, их
описание, зарисовка. Важные шаги в этом направлении были сделаны ещё
Петром I в 1917-1918 годах, когда он издаёт указы о централизованном
сборе редких случайно находимых в земле древних предметах: «Ежели кто
найдёт в земле или в воде, какие старые вещи, а именно: каменья
необыкновенные     старые надписи на каменьях, железе или меди, или,
какое старое и ныне необыкновенное ружьё, посуду и прочее все, что зело
старо и необыкновенно – такожъ бы приносили, за что давана будет
довольная дача, смотря по вещи...».4 Благодаря этим указам были собраны
коллекции Кунсткамеры, знаменитая Сибирская коллекция Петра,
хранящаяся ныне в Государственном Эрмитаже. К сожалению, эти указы
были сориентированы больше на экзотику и не стимулировали
собирательство русских древностей.         В петровское время было
распространено убеждение, что ничего достойного внимания в культуре
Древней Руси не было. Показательно мнение cподвижника Петра I
Феофана Прокоповича: «Что о архитектуре речем? Каковое было и каковое
поныне видим строение? Было таковое, которое насилу крайне нужде
служило, насилу от воздушной противности, от дождя, ветра и мраза
охранять могло, а нынешнее сверх всякого изряднейшего угодия красотою
и великолепием светится». Даже наиболее образованные люди конца XVIII
века, интересовавшиеся русской историей, почти не замечали памятники
литературы и искусства Древней Руси. Считалось, что науки и художества
стали развиваться лишь при Петре. Обращение Ломоносова к русским
мозаикам было вызвано не интересом к их художественной ценности, а
желанием раскрыть секреты производства и собрать «материалы для
иконологии бывших в России государей»5.
      С конца XVIII – начала XIX века всё чаще внимание стали
привлекать и старые русские памятники и тексты, складываются частные
коллекции древних рукописей А.Н. Мусина-Пушкина, А.Ф. Толстого, Н.И.
Румянцева. Раньше начали собирать именно литературу, она отвечала
потребностям изучения древней истории. На втором месте после
литературы стояла архитектура, прежде всего, церковное зодчество,
которое начинает привлекать внимание уже в конце XVIII века, а в 1811
году вышел первый труд: «Опыт повествования о русских древностях» Г.П.
Успенского, где содержались сведения об особенностях российского
  4
   Путешествия в древность./ Под ред. В.Л.Янина. М.: изд-во МГУ, 1983, С.20.
  5
   Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.,
  1986, С.18.
                                       6