Русская культура: Проблемы, феномены, историческая типология. Гаврилина Л.М. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

8
мнений по эти вопросам. Славянофилы отстаивали идею «несхожести»
России и Запада, самобытности русского культурно-исторического
процесса. В православной религиозности и самодержавной
государственности они видели основу успешного развития России. Тему
противостояния России и Запада активно разрабатывал И.В. Киреевский
(1806-1856). Особенность западной культуры он видел в преобладании
аристотелевского рационализма, разорвавшего цельность мировосприятия
и самосознания. Русская культура, основанная на истинном православном
христианстве, сохранила сердечную и умственную цельность. Духовные
начала России и Европы прямо противоположны друг другу, как
противоположны, в его понимании, католицизм и православие, которые и
определяют совершенно разный характер культур. А.С. Хомяков (1804-
1860) связывал особенности русской культуры не только с православием,
но
с особыми качествами русского народного духа. Он пишет о присущей
ему «покорности перед нравственными началами», о сохранении в нём
«тождества свободы и единства (свободы в единстве и единства в свободе
основного принципа русской общины. Дух народа и дух христианства
слиты в его понимании воедино и образуют центральное для русской
культуры качество, которое он назвал соборностью. Под этим термином от
понимал взаимодействие божественного и человеческого законов:
всеобщего свободного единения людей в вере и любви к Богу в лоне
церкви. В этом уникальном сочетании свойств славянофилы видели особое
предназначенье русского народа и русской культуры.
В основе идеологии западничества лежало убеждение, что
именно
Европа пролагает путь всему человечеству к единой земной цивилизации,
основанной на принципах прогресса, гуманности и свободы. Задача России,
по мнению западников, заключается в том, чтобы «изжить свою косность и
азиатчину» и догнать Запад и вместе с ним идти к созданию «единой
общечеловеческой культурной семьи». Анализируя качества русского
национального характера и
особенности русской культуры, они особенно
вычленяли то, что, по их мнению, мешает России стать вровень с Западом.
Интерес представляют взгляды К.Д. Кавелина, который недостатки в
русской культуре связывал с «духовным малолетством» русского народа.
«Мы сильны инстинктами, неясными стремлениями, непосредственным
чувством и слабы разумением»
8
- писал Кавелин. Русскому народу, по его
мнению, свойственны «удивительная находчивость», «умение примениться
к разным людям и народам», «необыкновенная отзывчивость» - всё это
«свойства чрезвычайно даровитого и умного, даже не юношеского, а
младенческого народа»
9
. Характеристики русского характера и русской
8
Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М.,
1989. С.226.
9
там же.
мнений по эти вопросам. Славянофилы отстаивали идею «несхожести»
России и Запада, самобытности русского культурно-исторического
процесса.    В    православной     религиозности    и    самодержавной
государственности они видели основу успешного развития России. Тему
противостояния России и Запада активно разрабатывал И.В. Киреевский
(1806-1856). Особенность западной культуры он видел в преобладании
аристотелевского рационализма, разорвавшего цельность мировосприятия
и самосознания. Русская культура, основанная на истинном православном
христианстве, сохранила сердечную и умственную цельность. Духовные
начала России и Европы прямо противоположны друг другу, как
противоположны, в его понимании, католицизм и православие, которые и
определяют совершенно разный характер культур. А.С. Хомяков (1804-
1860) связывал особенности русской культуры не только с православием,
но с особыми качествами русского народного духа. Он пишет о присущей
ему «покорности перед нравственными началами», о сохранении в нём
«тождества свободы и единства (свободы в единстве и единства в свободе)»
– основного принципа русской общины. Дух народа и дух христианства
слиты в его понимании воедино и образуют центральное для русской
культуры качество, которое он назвал соборностью. Под этим термином от
понимал взаимодействие божественного и человеческого законов:
всеобщего свободного единения людей в вере и любви к Богу в лоне
церкви. В этом уникальном сочетании свойств славянофилы видели особое
предназначенье русского народа и русской культуры.
   В основе идеологии западничества лежало убеждение, что именно
Европа пролагает путь всему человечеству к единой земной цивилизации,
основанной на принципах прогресса, гуманности и свободы. Задача России,
по мнению западников, заключается в том, чтобы «изжить свою косность и
азиатчину» и догнать Запад и вместе с ним идти к созданию «единой
общечеловеческой культурной семьи». Анализируя качества русского
национального характера и особенности русской культуры, они особенно
вычленяли то, что, по их мнению, мешает России стать вровень с Западом.
Интерес представляют взгляды К.Д. Кавелина, который недостатки в
русской культуре связывал с «духовным малолетством» русского народа.
«Мы сильны инстинктами, неясными стремлениями, непосредственным
чувством и слабы разумением»8 - писал Кавелин. Русскому народу, по его
мнению, свойственны «удивительная находчивость», «умение примениться
к разным людям и народам», «необыкновенная отзывчивость» - всё это
«свойства чрезвычайно даровитого и умного, даже не юношеского, а
младенческого народа» 9. Характеристики русского характера и русской


  8
    Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М.,
  1989. С.226.
  9
    там же.
                                      8