Составители:
Рубрика:
7
жилища, старинных садах и некоторых памятниках зодчества. Искусство
долгое время остаётся непонятным. Лишь в 30-60 годах складывается
течение палеологов – любителей и знатоков древностей, появляются
первые коллекции художественных произведений И.М. Снегирёва и
И.П.Сахарова, ставшие впоследствии основой собраний крупнейших
российских музеев и библиотек. Немалую роль сыграла и охранительная
политика царя с
ориентацией на официально понятую “народность”. Так,
“по высочайшему повелению” были собраны, зарисованы и описаны
множество памятников древнерусской художественной культуры,
вошедшие в сводное двенадцатитомное капитальное издание “Древностей
государства Российского”(1849-1853). В духе уваровской триады часто
трактовалась вся история и культура России.
6
Периодизация. Двухсотлетняя сложная и противоречивая история
осмысления и изучения русской культуры распадается на несколько этапов.
Первая треть XIX века – подготовительный этап, когда складываются
предпосылки для изучения русской культуры.
I период: 30-60 годы XIX века – первые шаги в становлении новой
области знания. В это время изучение русской культуры ещё не приобрело
характер планомерного научного
исследования, но уже были сделаны
первые важные шаги на этом пути, заявлены проблемы, начали
складываться позиции, направления.
Издание трудов по русской истории Н.М. Карамзина создало серьёзную
историческую основу для изучения культуры. В это же время выходит
«История русского народа» Н.А. Полевого (1829-1833 гг.), где помимо
фактологической канвы даются характеристики
образа жизни, традиций
русского народа
В этот период были поставлены важнейшие вопросы о месте и
своеобразии пути России, определившие проблематику в исследовании
русской культуры на много лет вперёд. Общественно-культурные споры
40-х годов были ответом на вызов «Философических писем» П.Чаадаева
(1794-1856), в которых проблемы русской культуры и её места
«в общем
порядке мира» были заглавными. В своих взглядах он проделал сложный
путь от западничества к славянофильству. Если в ранних его работах он
демонстрирует равнодушие к русской старине, не видит в ней ничего
индивидуального, то позднее, в «Апологии сумасшедшего», он ставит
вопрос о «русском пути»: «у меня есть глубокое убеждение,
что мы
призваны решить большую часть идей, возникших в старых обществах,
ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество… мы
предназначены быть настоящим совестным судом по многим тяжбам,
которые ведутся перед великими трибуналами человеческого духа и
человеческого общества»
7
. В дискуссии выявился широчайший спектр
6
Погодин М.П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. М., 1846-1857.
7
Чаадаев П. Апология сумасшедшего……..
жилища, старинных садах и некоторых памятниках зодчества. Искусство долгое время остаётся непонятным. Лишь в 30-60 годах складывается течение палеологов любителей и знатоков древностей, появляются первые коллекции художественных произведений И.М. Снегирёва и И.П.Сахарова, ставшие впоследствии основой собраний крупнейших российских музеев и библиотек. Немалую роль сыграла и охранительная политика царя с ориентацией на официально понятую народность. Так, по высочайшему повелению были собраны, зарисованы и описаны множество памятников древнерусской художественной культуры, вошедшие в сводное двенадцатитомное капитальное издание Древностей государства Российского(1849-1853). В духе уваровской триады часто трактовалась вся история и культура России.6 Периодизация. Двухсотлетняя сложная и противоречивая история осмысления и изучения русской культуры распадается на несколько этапов. Первая треть XIX века подготовительный этап, когда складываются предпосылки для изучения русской культуры. I период: 30-60 годы XIX века первые шаги в становлении новой области знания. В это время изучение русской культуры ещё не приобрело характер планомерного научного исследования, но уже были сделаны первые важные шаги на этом пути, заявлены проблемы, начали складываться позиции, направления. Издание трудов по русской истории Н.М. Карамзина создало серьёзную историческую основу для изучения культуры. В это же время выходит «История русского народа» Н.А. Полевого (1829-1833 гг.), где помимо фактологической канвы даются характеристики образа жизни, традиций русского народа В этот период были поставлены важнейшие вопросы о месте и своеобразии пути России, определившие проблематику в исследовании русской культуры на много лет вперёд. Общественно-культурные споры 40-х годов были ответом на вызов «Философических писем» П.Чаадаева (1794-1856), в которых проблемы русской культуры и её места «в общем порядке мира» были заглавными. В своих взглядах он проделал сложный путь от западничества к славянофильству. Если в ранних его работах он демонстрирует равнодушие к русской старине, не видит в ней ничего индивидуального, то позднее, в «Апологии сумасшедшего», он ставит вопрос о «русском пути»: «у меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество мы предназначены быть настоящим совестным судом по многим тяжбам, которые ведутся перед великими трибуналами человеческого духа и человеческого общества»7. В дискуссии выявился широчайший спектр 6 Погодин М.П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. М., 1846-1857. 7 Чаадаев П. Апология сумасшедшего .. 7
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »