Русская культура: Проблемы, феномены, историческая типология. Гаврилина Л.М. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

9
культуры у многих западников и славянофилов очень похожи, только
оцениваются с прямо противоположных позиций
В этот период, благодаря деятельности палеологов, был
значительно расширен круг памятников русской культуры, ставших
начальной базой для художественного анализа. Так, А.А. Мартынов и И.М.
Снегирёв выпускают многотомное издание «Русская старина в памятниках
церковного и
гражданского зодчества»(1838-1840 гг.). М.В. Толстой издаёт
солидный труд «Русские святыни и древности» в трёх частях (1860-1862
гг.). Накопление было в основном количественное, методы научного
анализа отсутствовали, суждения часто поверхностны, но главное, что
интерес к прошлому собственной культуры пробудился и стал постоянным
фактором дальнейшего развития. Это приведёт со временем к
формированию школ
и направлений в филологии, истории,
искусствоведении, связанных с изучением русской культуры.
II период: с 60-х по 90 годы XIX века связан с ростом национального
самосознания в пореформенное время и с качественными изменениями в
изучении русской культуры. Это время появления первых серьёзных фигур
и результатов в исследовании русской культуры. На смену палеологам
любителям древностей
приходят специалисты и университетские
профессора, формируются научные общества, создаются первые музеи.
Историческое направление в этом периоде представлено многими
работами, особое место, среди которых занимает «История России с
древнейших времён» (1851-1879) С.М. Соловьёва (1820-1879), давшая
богатейший фактический материал и новые более точные характеристики.
Он показал себя убеждённым западником, отнеся всю допетровскую эпоху
к периоду варварства, когда господствовали леность, косность, тунеядство.
С.М.Соловьёв проявил себя и в культурологическом направлении. В
работе «Наблюдения над исторической жизнью народов»(1868-1876),
10
на
основе выделенных четырёх критериев (природа, характер народа,
исторические обстоятельства его внутренней и внешней жизни, религия),
он определяет круг из 13 локальных цивилизаций. Собственно культурная
проблематика во второй половине XIX века начинает привлекать всё
большее внимания разных исследователей. В трудах Данилевского,
Леонтьева, В.С. Соловьёва - на стыке исторического и философского
направлений - складывается
характерная для русской мысли
культурологическая проблематика.
Широкую известность получила книга Н.Я. Данилевского (1822-1885)
«Россия и Европа»
11
, вышедшая в 1869 году и предвосхитившая на
полсотни лет основные идеи О.Шпенглера. Завершая эволюцию
классического славянофильства, Данилевский дополняет его новыми
идеями. Для него уже не существует единой «общечеловеческой задачи»,
10
Работа была напечатана в «Вестнике Европы» в 1868-1876 гг.
11
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
культуры у многих западников и славянофилов очень похожи, только
оцениваются с прямо противоположных позиций
      В этот период, благодаря деятельности палеологов,              был
значительно расширен круг памятников русской культуры, ставших
начальной базой для художественного анализа. Так, А.А. Мартынов и И.М.
Снегирёв выпускают многотомное издание «Русская старина в памятниках
церковного и гражданского зодчества»(1838-1840 гг.). М.В. Толстой издаёт
солидный труд «Русские святыни и древности» в трёх частях (1860-1862
гг.). Накопление было в основном количественное, методы научного
анализа отсутствовали, суждения часто поверхностны, но главное, что
интерес к прошлому собственной культуры пробудился и стал постоянным
фактором дальнейшего развития. Это приведёт со временем к
формированию школ и направлений в филологии, истории,
искусствоведении, связанных с изучением русской культуры.
II период: с 60-х по 90 годы XIX века связан с ростом национального
самосознания в пореформенное время и с качественными изменениями в
изучении русской культуры. Это время появления первых серьёзных фигур
и результатов в исследовании русской культуры. На смену палеологам –
любителям древностей – приходят специалисты и университетские
профессора, формируются научные общества, создаются первые музеи.
      Историческое направление в этом периоде представлено многими
работами, особое место, среди которых занимает «История России с
древнейших времён» (1851-1879) С.М. Соловьёва (1820-1879), давшая
богатейший фактический материал и новые более точные характеристики.
Он показал себя убеждённым западником, отнеся всю допетровскую эпоху
к периоду варварства, когда господствовали леность, косность, тунеядство.
С.М.Соловьёв проявил себя и в культурологическом направлении. В
работе «Наблюдения над исторической жизнью народов»(1868-1876),10 на
основе выделенных четырёх критериев (природа, характер народа,
исторические обстоятельства его внутренней и внешней жизни, религия),
он определяет круг из 13 локальных цивилизаций. Собственно культурная
проблематика во второй половине XIX века начинает привлекать всё
большее внимания разных исследователей. В трудах Данилевского,
Леонтьева, В.С. Соловьёва - на стыке исторического и философского
направлений - складывается характерная для русской мысли
культурологическая проблематика.
   Широкую известность получила книга Н.Я. Данилевского (1822-1885)
«Россия и Европа»11, вышедшая в 1869 году и предвосхитившая на
полсотни лет основные идеи О.Шпенглера. Завершая эволюцию
классического славянофильства, Данилевский дополняет его новыми
идеями. Для него уже не существует единой «общечеловеческой задачи»,
  10
       Работа была напечатана в «Вестнике Европы» в 1868-1876 гг.
  11
       Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
                                          9