Русская культура: Проблемы, феномены, историческая типология. Гаврилина Л.М. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

11
археологом был Г.Д. Филимонов (1828-1898), главный учредитель
Общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее и
редактор «Вестника» этого Общества. Известны его работы о системе
русского иконостаса, о творчестве Симона Ушакова, о портретах русских
царей. Страстный собиратель и исследователь старинного русского и
византийского искусства В.А. Прохоров (1818- 1880) возглавил музей
иконописи и русских
древностей, издавал журналы «Христианские
древности и археология» и «Русские древности», а с 1872 года начал читать
первый курс лекций по истории древнерусского искусства в Академии
Художеств.
Это время отмечено расцветом многочисленных учёных обществ. Среди
них «Общество истории и древностей Российских» при Московском
университете и Русское археологическое общество в Санкт-Петербурге.
Особенно
активно и плодотворно действовало Московское археологическое
общество во главе с графом А.С. Уваровым (обследование памятников,
издание более 200 альбомов и научных трудов, 15 съездов в различных
российских городах, проведение множества выставок и т.д.). Были открыты
многие новые музеи, важнейшим из которых стал Исторический музей в
Москве (1883). Он был открыт по
инициативе графа А.С. Уварова и
историка И.Е. Забелина как университетский музей русской истории и
быта. О важности темы говорят и выбор места для постройки музея
Красная площадь, и сама его архитектурапсевдорусский стиль (вариации
на тему древнерусской архитектуры XVII века, выполненные архитектором
В.Шервудом). Научное кредо Забелина было им сформулировано
так:
«помимо государства есть деятель сильнее его, существует самостоятельно,
действует независимо от определений государства. Этообщество
народа…, главный видимый деятель народного сознания». Поворот от
истории государства к истории образа жизни, характера народа, сознания
его был важной приметой этого периода.
По мере накопления материала появляется необходимость оценок,
обобщений, складываются научные
школы и направления. Чтобы
продемонстрировать уровень представлений того времени о русской
культуре, приведём мнение о русском искусстве автора одной из первых
всеобщих историй искусств, Франца Куглера. В своей нашумевшей книге
«Руководство к истории искусств» он отнёс русское искусство к
«заключительному периоду мугаммеданского искусства». Большое
влияние на русское общество оказали споры
вокруг переведённой на
русский язык (1879) книги французского учёного Э. Виолле-ле-Дюка
«L’art russe». Он первым из зарубежных учёных поддержал идею о
самостоятельном значении русского искусства, выступив против широко
распространённого тезиса о безусловной зависимости русского искусства
от европейского. Его книга начинается словами: «Одним народам
присваивают всё, другим же отказывают во всём. Разумеется
, так
археологом был Г.Д. Филимонов (1828-1898), главный учредитель
Общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее и
редактор «Вестника» этого Общества. Известны его работы о системе
русского иконостаса, о творчестве Симона Ушакова, о портретах русских
царей. Страстный собиратель и исследователь старинного русского и
византийского искусства В.А. Прохоров (1818- 1880) возглавил музей
иконописи и русских древностей, издавал журналы «Христианские
древности и археология» и «Русские древности», а с 1872 года начал читать
первый курс лекций по истории древнерусского искусства в Академии
Художеств.
   Это время отмечено расцветом многочисленных учёных обществ. Среди
них «Общество истории и древностей Российских» при Московском
университете и Русское археологическое общество в Санкт-Петербурге.
Особенно активно и плодотворно действовало Московское археологическое
общество во главе с графом А.С. Уваровым (обследование памятников,
издание более 200 альбомов и научных трудов, 15 съездов в различных
российских городах, проведение множества выставок и т.д.). Были открыты
многие новые музеи, важнейшим из которых стал Исторический музей в
Москве (1883). Он был открыт по инициативе графа А.С. Уварова и
историка И.Е. Забелина как университетский музей русской истории и
быта. О важности темы говорят и выбор места для постройки музея –
Красная площадь, и сама его архитектура – псевдорусский стиль (вариации
на тему древнерусской архитектуры XVII века, выполненные архитектором
В.Шервудом). Научное кредо Забелина было им сформулировано так:
«помимо государства есть деятель сильнее его, существует самостоятельно,
действует независимо от определений государства. Это – общество
народа , главный видимый деятель народного сознания». Поворот от
истории государства к истории образа жизни, характера народа, сознания
его был важной приметой этого периода.
   По мере накопления материала появляется необходимость оценок,
обобщений,     складываются научные школы и направления. Чтобы
продемонстрировать уровень представлений того времени о русской
культуре, приведём мнение о русском искусстве автора одной из первых
всеобщих историй искусств, Франца Куглера. В своей нашумевшей книге
«Руководство к истории искусств»       он отнёс русское искусство к
«заключительному периоду мугаммеданского искусства».             Большое
влияние на русское общество оказали споры вокруг переведённой на
русский язык (1879) книги французского учёного Э. Виолле-ле-Дюка
«L’art russe». Он первым из зарубежных учёных поддержал идею о
самостоятельном значении русского искусства, выступив против широко
распространённого тезиса о безусловной зависимости русского искусства
от европейского. Его книга начинается словами: «Одним народам
присваивают всё, другим же отказывают во всём. Разумеется, так
                             11