Составители:
Рубрика:
13
пропастей не существует между богатырём русской былины и богатырями
монгольских и тюркских поэм и песен: напротив, точки соприкосновения,
величайшего сходства, даже тождества бросаются в глаза на каждом
шагу».
17
Самобытность русского фольклора отстаивал и А.Н. Афанасьев
(1826-1871), филолог, фольклорист, исследователь и собиратель русских
сказок. Помимо известного свода русских народных сказок он является
автором труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869),
посвящённого анализу мифологической картины мира древних славян.
18
Итак, для исследователей русской культуры этого периода самым
животрепещущим был вопрос о корнях русского искусства и фольклора, на
него было даны первые часто противоречащие друг другу ответы, время
настоящих решений ещё не наступило.
III период: 90-е годы XIX века - 1917 год. Это время стало рубежным в
становлении исследований русской культуры, недаром его
называют
русским культурным ренессансом. Для него характерно повышение
интереса к культурной проблематике в целом, утверждение нового
понимания сущности культуры и одновременно активное изучение русской
культуры. Исследователей разных направлений - историков, философов,
художников - сблизило новое понимание сущности культуры как некоей
целостности, проявляющейся во всех её составляющих.
Может быть, самые большие открытия были
сделаны в рамках
художественного направления. Среди представителей академического
направления в исследовании художественной культуры можно назвать
профессора Петербургской духовной академии, директор
Археологического института, Н.В. Покровского (1848-1917 гг.), который
в 1900-1916 годах издаёт серию трудов: «Очерки памятников христианской
иконографии и искусства», «Памятники христианской архитектуры»,
«Церковная археология в связи с историей христианского искусства». В
1890-1899 годах И. Толстой и Н. Кондаков публикуют шесть томов
прекрасно иллюстрированного издания «Русские древности в памятниках
искусства», содержащие изображения и сведения о самых выдающихся
памятниках древнерусской культуры. Это издание подвело своеобразный
итог полувековым спорам об истоках русского искусства. Авторы на основе
широчайшего материала пришли к выводу об оригинальности русского
искусства,
связи которого с Востоком и Западом не означали повторения
того или другого. Благодаря трудам Н.П. Кондакова (1844-1925 гг.),
академика, историка византийского и русского искусства, русская школа
византиноведения получила мировое признание. Очень важными были его
методологические разработки по изучению русского искусства,
17
Стасов В.В. Происхождение русских былин.// Он же. Собр. Соч. Т.III, СПб., 1894, С. 12-69.
18
Книга была переиздана в 1994 году. До этого читателю могли быть доступны лишь
некоторые фрагменты этого труда в книге: Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи.
М., 1982.
пропастей не существует между богатырём русской былины и богатырями монгольских и тюркских поэм и песен: напротив, точки соприкосновения, величайшего сходства, даже тождества бросаются в глаза на каждом шагу».17 Самобытность русского фольклора отстаивал и А.Н. Афанасьев (1826-1871), филолог, фольклорист, исследователь и собиратель русских сказок. Помимо известного свода русских народных сказок он является автором труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869), посвящённого анализу мифологической картины мира древних славян.18 Итак, для исследователей русской культуры этого периода самым животрепещущим был вопрос о корнях русского искусства и фольклора, на него было даны первые часто противоречащие друг другу ответы, время настоящих решений ещё не наступило. III период: 90-е годы XIX века - 1917 год. Это время стало рубежным в становлении исследований русской культуры, недаром его называют русским культурным ренессансом. Для него характерно повышение интереса к культурной проблематике в целом, утверждение нового понимания сущности культуры и одновременно активное изучение русской культуры. Исследователей разных направлений - историков, философов, художников - сблизило новое понимание сущности культуры как некоей целостности, проявляющейся во всех её составляющих. Может быть, самые большие открытия были сделаны в рамках художественного направления. Среди представителей академического направления в исследовании художественной культуры можно назвать профессора Петербургской духовной академии, директор Археологического института, Н.В. Покровского (1848-1917 гг.), который в 1900-1916 годах издаёт серию трудов: «Очерки памятников христианской иконографии и искусства», «Памятники христианской архитектуры», «Церковная археология в связи с историей христианского искусства». В 1890-1899 годах И. Толстой и Н. Кондаков публикуют шесть томов прекрасно иллюстрированного издания «Русские древности в памятниках искусства», содержащие изображения и сведения о самых выдающихся памятниках древнерусской культуры. Это издание подвело своеобразный итог полувековым спорам об истоках русского искусства. Авторы на основе широчайшего материала пришли к выводу об оригинальности русского искусства, связи которого с Востоком и Западом не означали повторения того или другого. Благодаря трудам Н.П. Кондакова (1844-1925 гг.), академика, историка византийского и русского искусства, русская школа византиноведения получила мировое признание. Очень важными были его методологические разработки по изучению русского искусства, 17 Стасов В.В. Происхождение русских былин.// Он же. Собр. Соч. Т.III, СПб., 1894, С. 12-69. 18 Книга была переиздана в 1994 году. До этого читателю могли быть доступны лишь некоторые фрагменты этого труда в книге: Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М., 1982. 13
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »