Составители:
Рубрика:
14
изложенные в статье «О научных задачах истории древнерусского
искусства». Ученик Кондакова, Д.В. Айналов (1862-1939), выпускает
первую солидную «Историю древнерусского искусства» (1915 г.). Венцом
развития искусствоведческой науки начала века стали первые тома
«Истории русского искусства», вышедшие под редакцией И.Э.Грабаря
(1871-1960 гг.) – выдающегося учёного и художника.
Академическим направлением не исчерпывается постижение
русской культуры в этот период. Процесс открытия происходил в двух
уровнях: рациональном – через последовательное накопление фактов, их
изучение, анализ, составление каталогов, издание первых историй
искусства и эмоциональном – через вчувствование, угадывание
культурного смысла и воплощение его в собственном творчестве. Эти два
способа иногда трудно разделить: поэт вдруг становился исследователем,
художник - искусствоведом,
священник – философом и культурологом.
Интерес к культурным регионам и эпохам перестаёт носить
ретроспективный, археологический характер, что было свойственно XIX
веку,- его вытесняет стремление погрузиться в глубинный культурный
смысл, понять культуру изнутри, посмотреть на мир глазами её носителя.
Жажда всезнания сменяется жаждой всепонимания, всечувствования - то
есть обретения целостной интуитивно-смысловой причастности чужим
культурам
, диалог с ними. Это стало почвой для первых ростков
культурологии.
Круг культурных пристрастий чрезвычайно широк, однако настоящим
открытием этого периода стала русская культура во всём многообразии
исторических эпох от славянского язычества до галантного века и
романтизма начала XIX века. Шёл процесс самопознания,
самоидентификации, русской культуре в этот период была «привита»
память
о самой себе. Возвращались памятники и обретали вторую жизнь.
Так, результатом деятельности «Мира искусства» (журнал и творческое
объединение) становятся феноменальные открытия живописи и
архитектуры XVIII - XIX века (Таврическая выставка 1905 года). Усилиями
молодых реставраторов получила новую жизнь древнерусская икона
(выставка 1913 г.).
Были затронуты разные струны, прочувствовано множество оттенков
Мощная природная стихия языческой древности
ярко представлена в
поэзии В.Брюсова и С.Городецкого, на полотнах Н.Рериха, в сюите
Стравинского «Весна священная», в симфонических картинках А.Лядова,
декором выплеснулась на фасады дома Перцова в Москве (арх.С.Малютин),
получила тонкий артистический анализ в работе А. Блока «Поэзия
заговоров и заклинаний». Строгий эпический монументализм Древней
Руси
прозвучпл в стихах В.Брюсова, в опере Бородина «Князь Игорь», воплощён
в постройках Ф.Шехтеля, А.Щусева, С. Васнецова. Многоцветье народной
балаганной, лубочной культуры запечатлена в поэзии Бросова и Белого, в
изложенные в статье «О научных задачах истории древнерусского искусства». Ученик Кондакова, Д.В. Айналов (1862-1939), выпускает первую солидную «Историю древнерусского искусства» (1915 г.). Венцом развития искусствоведческой науки начала века стали первые тома «Истории русского искусства», вышедшие под редакцией И.Э.Грабаря (1871-1960 гг.) выдающегося учёного и художника. Академическим направлением не исчерпывается постижение русской культуры в этот период. Процесс открытия происходил в двух уровнях: рациональном через последовательное накопление фактов, их изучение, анализ, составление каталогов, издание первых историй искусства и эмоциональном через вчувствование, угадывание культурного смысла и воплощение его в собственном творчестве. Эти два способа иногда трудно разделить: поэт вдруг становился исследователем, художник - искусствоведом, священник философом и культурологом. Интерес к культурным регионам и эпохам перестаёт носить ретроспективный, археологический характер, что было свойственно XIX веку,- его вытесняет стремление погрузиться в глубинный культурный смысл, понять культуру изнутри, посмотреть на мир глазами её носителя. Жажда всезнания сменяется жаждой всепонимания, всечувствования - то есть обретения целостной интуитивно-смысловой причастности чужим культурам, диалог с ними. Это стало почвой для первых ростков культурологии. Круг культурных пристрастий чрезвычайно широк, однако настоящим открытием этого периода стала русская культура во всём многообразии исторических эпох от славянского язычества до галантного века и романтизма начала XIX века. Шёл процесс самопознания, самоидентификации, русской культуре в этот период была «привита» память о самой себе. Возвращались памятники и обретали вторую жизнь. Так, результатом деятельности «Мира искусства» (журнал и творческое объединение) становятся феноменальные открытия живописи и архитектуры XVIII - XIX века (Таврическая выставка 1905 года). Усилиями молодых реставраторов получила новую жизнь древнерусская икона (выставка 1913 г.). Были затронуты разные струны, прочувствовано множество оттенков Мощная природная стихия языческой древности ярко представлена в поэзии В.Брюсова и С.Городецкого, на полотнах Н.Рериха, в сюите Стравинского «Весна священная», в симфонических картинках А.Лядова, декором выплеснулась на фасады дома Перцова в Москве (арх.С.Малютин), получила тонкий артистический анализ в работе А. Блока «Поэзия заговоров и заклинаний». Строгий эпический монументализм Древней Руси прозвучпл в стихах В.Брюсова, в опере Бородина «Князь Игорь», воплощён в постройках Ф.Шехтеля, А.Щусева, С. Васнецова. Многоцветье народной балаганной, лубочной культуры запечатлена в поэзии Бросова и Белого, в 14
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »