Русская культура: Проблемы, феномены, историческая типология. Гаврилина Л.М. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

15
балетах И.Стравинского, музыке С.Прокофьва и А.Лядова, на полотнах
К.Коровина, Ф. Малявина, Б. Кустодиева. Утонченная духовность,
символизм, созерцательность и аскетизм древнерусского христианства
были прочувствованы и воплощены в полотнах М. Нестерова, М. Врубеля,
К.Петрова-Водкина, П. Кузнецова, переданы в музыке А.Гречанинова и
Н.Черепнина. Декоративная театрализованность, церемониальность
придворной жизни XVIII века привлекли внимание художников «Мира
искусства»: А.Бенуа, К.Сомова, Е.Лансере, стали основовй театральных
постановок Старинного театра Н. Евреинова. Всё это можно назвать
настоящим ренессансом русской культуры во всей полноте её эпох и
стилей. Было заново пережито всё то, чем некогда жила Россия, открыты
глубины её духовной
и художественной культуры, сделан шаг по трудной
дороге самопознания. Можно сказать, что тот образ русской культуры,
который нам знаком, был создан именно на рубеже веков.
Успехами отмечено и развитие исторического направления. Прежде
всего, это связано с именем В.О.Ключевского. Продолжая позитивистские
традиции русской исторической школы XIX века, Ключевский привлёк
внимание
к роли психологических факторов, политических и культурных
символов в национальной истории, анализирует образ жизни, быт, нравы.
Его лекционный курс «стал своего рода научным аналогом
импрессионистической живописи и поэзии символизма».
19
Очень важным
был выход в свет трёхтомных «Очерков по истории русской культуры»
(СПб., 1898-1899) П.Н. Милюкова.
20
Будучи сторонником
государственной исторической школы, историю культуры он понимал
очень широко, как нечто, включающее «все стороны внутренней жизни: и
экономическую, и социальную, и государственную, и религиозную, и
эстетическую». Это был первый столь объёмный труд по истории русской
культуры, его появление стало неким итогом исследований, проведённых в
XIX веке. В 1915 г. вышли
«Очерки истории русской культуры М.Н.
Покровского, который придерживался материалистической концепции
историко-культурного процесса. Главное внимание он уделил экономике,
считая, что она определяет развитие культуры. Марксистскую концепцию
истории России и русской культуры попытался дать Г.В. Плеханов в
работе «История русской общественной мысли» (Пг., 1914-1917).
Расцветом отмечено и философское направление, в
котором складывается
своеобразное россиеведение размышления о национальном характере,
судьбе России, о русской идее, роли интеллигенции. Среди наиболее
важных, стоит назвать ранние работы Н.А. Бердяева, В. Иванова, С.
Булгакова, С. Франка. Интерес представляет двухтомная «История русской
интеллигенции» (1906-1907) Д.Н. Овсянико-Куликовского, в которой он
19
Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919-1939. М.:Прогресс-
Академия, 1994, С.221.
20
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М., 1994-1995.
балетах И.Стравинского, музыке С.Прокофьва и А.Лядова, на полотнах
К.Коровина, Ф. Малявина, Б. Кустодиева. Утонченная духовность,
символизм, созерцательность и аскетизм древнерусского христианства
были прочувствованы и воплощены в полотнах М. Нестерова, М. Врубеля,
К.Петрова-Водкина, П. Кузнецова, переданы в музыке А.Гречанинова и
Н.Черепнина. Декоративная театрализованность, церемониальность
придворной жизни XVIII века привлекли внимание художников «Мира
искусства»: А.Бенуа, К.Сомова, Е.Лансере, стали основовй театральных
постановок Старинного театра Н. Евреинова. Всё это можно назвать
настоящим ренессансом русской культуры во всей полноте её эпох и
стилей. Было заново пережито всё то, чем некогда жила Россия, открыты
глубины её духовной и художественной культуры, сделан шаг по трудной
дороге самопознания. Можно сказать, что тот образ русской культуры,
который нам знаком, был создан именно на рубеже веков.
   Успехами отмечено и развитие исторического направления. Прежде
всего, это связано с именем В.О.Ключевского. Продолжая позитивистские
традиции русской исторической школы XIX века, Ключевский привлёк
внимание к роли психологических факторов, политических и культурных
символов в национальной истории, анализирует образ жизни, быт, нравы.
Его лекционный курс «стал своего рода научным аналогом
импрессионистической живописи и поэзии символизма».19 Очень важным
был выход в свет трёхтомных «Очерков по истории русской культуры»
(СПб.,     1898-1899)    П.Н.    Милюкова.20    Будучи     сторонником
государственной исторической школы, историю культуры он понимал
очень широко, как нечто, включающее «все стороны внутренней жизни: и
экономическую, и социальную, и государственную, и религиозную, и
эстетическую». Это был первый столь объёмный труд по истории русской
культуры, его появление стало неким итогом исследований, проведённых в
XIX веке. В 1915 г. вышли «Очерки истории русской культуры М.Н.
Покровского, который придерживался материалистической концепции
историко-культурного процесса. Главное внимание он уделил экономике,
считая, что она определяет развитие культуры. Марксистскую концепцию
истории России и русской культуры попытался дать Г.В. Плеханов в
работе «История русской общественной мысли» (Пг., 1914-1917).
Расцветом отмечено и философское направление, в котором складывается
своеобразное россиеведение – размышления о национальном характере,
судьбе России, о русской идее, роли интеллигенции. Среди наиболее
важных, стоит назвать ранние работы Н.А. Бердяева, В. Иванова, С.
Булгакова, С. Франка. Интерес представляет двухтомная «История русской
интеллигенции» (1906-1907) Д.Н. Овсянико-Куликовского, в которой он
  19
     Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919-1939. М.:Прогресс-
  Академия, 1994, С.221.
  20
     Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М., 1994-1995.
                                        15