Составители:
Рубрика:
10
реализуемой в ходе исторического развития народов. Данилевский
выдвинул идею о разнородности цивилизаций, о наличии множества
несхожих культурно-исторических традиций, одну из которых
представляет Россия. Анализируя особенности отечественной культуры, он
выдвинул в качестве основополагающих два начала: народность и
государственность. Гармонический синтез этих начал позволит России не
только выжить, но и стать во
главе культурного движения славянства.
Теория культурно-исторических типов Данилевского была
воспринята многими русскими мыслителями второй половины XIX века, в
том числе и К.Н. Леонтьевым (1831-1891). Он создаёт собственную
триадическую модель историко-культурного развития: первоначальная
простота, положительное расчленение или цветущая сложность и
вторичная простота. Более всего волнует Леонтьева судьбы России, её
будущность
и культурная самобытность, этим проблемам посвящены его
работы «Византинизм и славянство», «Средний европеец» и др.
12
Европейская культура, по его мнению, полностью осуществила себя и
зашла в тупик, у России же остались пути к спасению. Этот путь связан с
христианством и государственностью. Поэтому с таким вниманием он
исследует тему византийского влияния на русскую культуру и тот сложный
симбиоз, который получился при сочетании византийской христианской и
славянской
культур.
Большое влияние на дальнейшее развитие русской философской,
историософской и культурологической мысли оказали взгляды В.С.
Соловьёва (1853-1900). Смысл человеческой истории Соловьёв видел в
выходе эмпирического человечества к Богу – к богочеловечеству. Процесс
этот Соловьёв отмечает и в историческом аспекте: родовая стадия –
национально-государственная – универсальная,
13
и в типологическом:
Восток – Запад - Россия. Символ культуры Востока, образовавшейся на
почве родового быта – «бесчеловечный Бог», её нравственный идеал –
полная покорность высшим силам. Культура Запада сформировалась на
почве дружинного быта, её символом стал «безбожный человек», а идеалом
– самодеятельность человека. Ни восточная, ни западная цивилизации не
стали общечеловеческими. Мир славянства и
особенно России остались
свободными от этих двух низших потенций и, следовательно, может стать
историческим проводником «третьей силы», которую родило христианство
– откровение совершенного Бога в совершенном человеке.
14
Интерес
представляют общекультурные характеристики Соловьёва.
Качественные сдвиги произошли в изучении художественной
культуры. Приобретает широкие масштабы собирательство русских
художественных древностей. Блестящим знатоком, искусствоведом и
12
Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993.
13
Сольвьёв В.С. Оправдание добра. //Соловьёв В.С. Соч. в 2-х тт. М., 1989, т.2.
14
Соловьёв В.С. Три силы. //Там же, Т.1; Великий спор и христианская политика. // Там же, Т.1.
реализуемой в ходе исторического развития народов. Данилевский выдвинул идею о разнородности цивилизаций, о наличии множества несхожих культурно-исторических традиций, одну из которых представляет Россия. Анализируя особенности отечественной культуры, он выдвинул в качестве основополагающих два начала: народность и государственность. Гармонический синтез этих начал позволит России не только выжить, но и стать во главе культурного движения славянства. Теория культурно-исторических типов Данилевского была воспринята многими русскими мыслителями второй половины XIX века, в том числе и К.Н. Леонтьевым (1831-1891). Он создаёт собственную триадическую модель историко-культурного развития: первоначальная простота, положительное расчленение или цветущая сложность и вторичная простота. Более всего волнует Леонтьева судьбы России, её будущность и культурная самобытность, этим проблемам посвящены его работы «Византинизм и славянство», «Средний европеец» и др.12 Европейская культура, по его мнению, полностью осуществила себя и зашла в тупик, у России же остались пути к спасению. Этот путь связан с христианством и государственностью. Поэтому с таким вниманием он исследует тему византийского влияния на русскую культуру и тот сложный симбиоз, который получился при сочетании византийской христианской и славянской культур. Большое влияние на дальнейшее развитие русской философской, историософской и культурологической мысли оказали взгляды В.С. Соловьёва (1853-1900). Смысл человеческой истории Соловьёв видел в выходе эмпирического человечества к Богу к богочеловечеству. Процесс этот Соловьёв отмечает и в историческом аспекте: родовая стадия национально-государственная универсальная,13 и в типологическом: Восток Запад - Россия. Символ культуры Востока, образовавшейся на почве родового быта «бесчеловечный Бог», её нравственный идеал полная покорность высшим силам. Культура Запада сформировалась на почве дружинного быта, её символом стал «безбожный человек», а идеалом самодеятельность человека. Ни восточная, ни западная цивилизации не стали общечеловеческими. Мир славянства и особенно России остались свободными от этих двух низших потенций и, следовательно, может стать историческим проводником «третьей силы», которую родило христианство откровение совершенного Бога в совершенном человеке.14 Интерес представляют общекультурные характеристики Соловьёва. Качественные сдвиги произошли в изучении художественной культуры. Приобретает широкие масштабы собирательство русских художественных древностей. Блестящим знатоком, искусствоведом и 12 Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993. 13 Сольвьёв В.С. Оправдание добра. //Соловьёв В.С. Соч. в 2-х тт. М., 1989, т.2. 14 Соловьёв В.С. Три силы. //Там же, Т.1; Великий спор и христианская политика. // Там же, Т.1. 10
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »