Готовность студентов вуза к общению в мультикультурной среде и ее формирование: Монография. Гайсина Л.Ф. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

речевыми или неречевыми средствами, осуществляют свои цели, познают
друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения; при котором между
ними устанавливается определенное взаимообращение; и в ходе которого
происходит взаимообмен действиями, информацией, состояниями (А.А.
Бодалев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Л.П. Гримак и др.).
Общение можно представить следующим образом: предмет общения
(взаимоотношения общающихся), единица общения (акт социального
взаимодействия), средства общения (вербальные и невербальные), способы
общения (информационный, интеракционный (интерактивный),
перцептивный), продукт общения (интерпретация информации), результат
общения (изменение взаимоотношений) /161/.
При этом выделяются следующие педагогические подходы к
определению общения, каждый из которых является ценным и значимым для
учебно-воспитательного процесса:
- деятельностный, представляющий общение как живой и никогда не
прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и
миром, как важнейшую среду духовного, общественного и личностного
проявления человека, средства достижения взаимопонимания между людьми
(А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, Б.Т.
Лихачев, С.А. Шеин, и др.);
- коммуникативный, трактующий общение как социально
обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в
разных сферах их познавательно-духовной и творческой деятельности,
реализующийся главным образом вербальными средствами коммуникации
(С.А. Аманов, Г.М. Кучинский и др.);
- ценностный, определяющий общение как самоценное сопряжение
духовных миров расположенных друг к другу людей ради взаимообогащения
духовными ценностями (Х.Й. Лийметс, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, Н.Е.
Щуркова и др.).
При всех подходах важным является понимание общения - как
процесса, осуществляющегося внутри определенной социальной общности и
возникающего в силу общественной потребности, общественной
необходимости. Исходя из этого, общение трактуется как взаимодействие,
обеспечивающее следующие виды общения:
- социально ориентированное (в нем непосредственно реализуются
общественные отношения, организуется социальное взаимодействие);
- групповое предметно-ориентированное, включенное в
совместную деятельность и непосредственно ее обслуживающую
(здесь реализуются производственные отношения);
- личностно ориентированное общениеобщение одного человека с
другим (здесь важно понятие психологических взаимоотношений).
В определении структуры общения в настоящее время существует
множество трактовок. Наиболее распространен подход (Л.К. Аверченко, Г.М.
Андреева, Г.В. Бороздина, Е.И. Исаев, Б.Д. Парыгин, Е.И. Рогов, В.И.
Слободчиков), согласно которому в общении рассматриваются
речевыми или неречевыми средствами, осуществляют свои цели, познают
друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения; при котором между
ними устанавливается определенное взаимообращение; и в ходе которого
происходит взаимообмен действиями, информацией, состояниями (А.А.
Бодалев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Л.П. Гримак и др.).
      Общение можно представить следующим образом: предмет общения
(взаимоотношения общающихся), единица общения (акт социального
взаимодействия), средства общения (вербальные и невербальные), способы
общения       (информационный,       интеракционный     (интерактивный),
перцептивный), продукт общения (интерпретация информации), результат
общения (изменение взаимоотношений) /161/.
      При этом выделяются следующие педагогические подходы к
определению общения, каждый из которых является ценным и значимым для
учебно-воспитательного процесса:
      - деятельностный, представляющий общение как живой и никогда не
прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и
миром, как важнейшую среду духовного, общественного и личностного
проявления человека, средства достижения взаимопонимания между людьми
(А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, Б.Т.
Лихачев, С.А. Шеин, и др.);
      - коммуникативный,      трактующий     общение    как    социально
обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в
разных сферах их познавательно-духовной и творческой деятельности,
реализующийся главным образом вербальными средствами коммуникации
(С.А. Аманов, Г.М. Кучинский и др.);
      - ценностный, определяющий общение как самоценное сопряжение
духовных миров расположенных друг к другу людей ради взаимообогащения
духовными ценностями (Х.Й. Лийметс, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, Н.Е.
Щуркова и др.).
      При всех подходах важным является понимание общения - как
процесса, осуществляющегося внутри определенной социальной общности и
возникающего в силу общественной потребности, общественной
необходимости. Исходя из этого, общение трактуется как взаимодействие,
обеспечивающее следующие виды общения:
      - социально ориентированное (в нем непосредственно реализуются
общественные отношения, организуется социальное взаимодействие);
      - групповое предметно-ориентированное, включенное в
      совместную деятельность и непосредственно ее обслуживающую
(здесь реализуются производственные отношения);
      - личностно ориентированное общение – общение одного человека с
другим (здесь важно понятие психологических взаимоотношений).
      В определении структуры общения в настоящее время существует
множество трактовок. Наиболее распространен подход (Л.К. Аверченко, Г.М.
Андреева, Г.В. Бороздина, Е.И. Исаев, Б.Д. Парыгин, Е.И. Рогов, В.И.
Слободчиков), согласно которому в общении рассматриваются