Готовность студентов вуза к общению в мультикультурной среде и ее формирование: Монография. Гайсина Л.Ф. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

- коммуникативная (обмен информацией и ей понимание);
- интерактивная (организация взаимодействия между индивидами, то
есть обмен не только знаниями и идеями, но и действиями);
- перцептивная (процесс восприятия друг друга партнерами по
общению и установление на этой почве взаимопонимания) стороны общения,
проявляющиеся одновременно. Такое выделение имеет не только теоретико-
познавательное значение, но и практический смысл, хотя принятие этих
терминов весьма условно /177/.
В отечественной науке принимается идея единства общения и
деятельности, хотя характер этой связи понимается психологами по-разному.
Иногда деятельность и общение рассматривают как две стороны социального
бытия человека, неразрывно связанного в едином образе жизни (Б.Ф. Ломов).
В других случаях общение понимается как определенная сторона
деятельности: оно включено в любую деятельность, есть её элемент. В то
время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения
(А.Н. Леонтьев). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид
деятельности (Б.Г. Ананьев).
К задаче раскрытия взаимосвязи деятельности и общения подошла
теория деятельности (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.), в
которой утверждалось, чтоза развитием значения, за общением лежит
развитие деятельности, организованной специально” /120, 74/. А.Н. Леонтьев
отмечал: “… в значениях представлена преобразованная и свернутая в
материи языка идеальная форма существования предметного мира, его
свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной
практикой” /120, 41/.
Приверженцы деятельностного подхода полагали, что именно
внешнее предметное действие” – реальное столкновение с реальным миром
и его реальная, практическаяобработка” – лежит в основе сознания, слова,
значения, мышления и иныхвнутреннихявлений и сущностей.
Таким образом, деятельностная теория определяет деятельность как
условие формирования и существования общения.
Интересна точка зрения Б.Г. Ананьева, который, определяя общение
людей как особую деятельность, подчеркивал, чтоявляясь обязательным
компонентом видов деятельности, которые предполагают взаимодействие
людей, оно оказывается условием, без которого невозможно познание ими
действительности, формирования у них эмоционального отклика на эту
действительность и основанного на этом познании и эмоциональном
отношении поведения в этой действительности” /7, 230-231/.
Определяя общение как особую деятельность, целесообразно говорить
о речевой деятельности, так как эта проблема, по мнению А.Н.
Ксенофонтовой, “является важнейшей в современном обучении, она имеет
все основания к тому, чтобы ее разрабатывать, и разрабатывать именно в
педагогике для обогащения учебного и воспитательного процессов, для
утверждения школьника как субъекта деятельности, повышения культуры
личности” /105, 11/.
      - коммуникативная (обмен информацией и ей понимание);
      - интерактивная (организация взаимодействия между индивидами, то
есть обмен не только знаниями и идеями, но и действиями);
      - перцептивная (процесс восприятия друг друга партнерами по
общению и установление на этой почве взаимопонимания) стороны общения,
проявляющиеся одновременно. Такое выделение имеет не только теоретико-
познавательное значение, но и практический смысл, хотя принятие этих
терминов весьма условно /177/.
      В отечественной науке принимается идея единства общения и
деятельности, хотя характер этой связи понимается психологами по-разному.
Иногда деятельность и общение рассматривают как две стороны социального
бытия человека, неразрывно связанного в едином образе жизни (Б.Ф. Ломов).
В других случаях общение понимается как определенная сторона
деятельности: оно включено в любую деятельность, есть её элемент. В то
время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения
(А.Н. Леонтьев). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид
деятельности (Б.Г. Ананьев).
      К задаче раскрытия взаимосвязи деятельности и общения подошла
теория деятельности (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.), в
которой утверждалось, что “за развитием значения, за общением лежит
развитие деятельности, организованной специально” /120, 74/. А.Н. Леонтьев
отмечал: “… в значениях представлена преобразованная и свернутая в
материи языка идеальная форма существования предметного мира, его
свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной
практикой” /120, 41/.
      Приверженцы деятельностного подхода полагали, что именно
“внешнее предметное действие” – реальное столкновение с реальным миром
и его реальная, практическая “обработка” – лежит в основе сознания, слова,
значения, мышления и иных “внутренних” явлений и сущностей.
      Таким образом, деятельностная теория определяет деятельность как
условие формирования и существования общения.
      Интересна точка зрения Б.Г. Ананьева, который, определяя общение
людей как особую деятельность, подчеркивал, что “являясь обязательным
компонентом… видов деятельности, которые предполагают взаимодействие
людей, оно оказывается условием, без которого невозможно познание ими
действительности, формирования у них эмоционального отклика на эту
действительность и основанного на этом познании и эмоциональном
отношении поведения в этой действительности” /7, 230-231/.
      Определяя общение как особую деятельность, целесообразно говорить
о речевой деятельности, так как эта проблема, по мнению А.Н.
Ксенофонтовой, “является важнейшей в современном обучении, она имеет
все основания к тому, чтобы ее разрабатывать, и разрабатывать именно в
педагогике для обогащения учебного и воспитательного процессов, для
утверждения школьника как субъекта деятельности, повышения культуры
личности” /105, 11/.