Религиоведение. Глебов Г.И. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

данные науки. Примером может служить 12-томный труд "Происхождение идеи Бога" (1912-1955
гг.) католического священника В.Шмидта, в котором он на громадном этнографическом
материале сделал попытку доказать существование представления о едином Боге, в той или иной
форме, практически у всех народов мира, что свидетельствует, по его мнению об истинности
церковно-религиозного учения о первобытном "божественном откровении" и сущности самого
Бога (концепция прамонотеизма). Идеи В.Шмидта, его метод активно используются и сегодня.
Для обоснования своих позиций теологи стремятся опереться также на достижения физики,
космологии, биологии, других наук.
В противоположность богословам, атеистическая традиция отрицает возможность
существования сверхъестественного исходя из того, что религиозные представления своим
источником имеют самого человека. Именно так ставил вопрос уже в VI веке до н.э. философ
Ксенофан из Колофана. Он считал, что боги выдуманы людьми по их собственному образу.
Вплоть до XIX века господствующими в свободомыслящей среде были идеи о том, что
религию порождают либо невежество, страх человека перед неведомым, перед грозными силами
природы, либо это результат прямого обмана со стороны своекорыстных правителей и
служителей культа.
В конце XVIII-начале XIX века складывается первая в истории науки крупная школа в
изучении религии - мифологическая , сторонники которой (бр.Гримм, М.Мюллер, Бруно Бауэр,
Н.Афанасьев, Ф.Буслаев,Н.Морозов и др.) доказывали, что первоначальные религиозные
верования возникли из обоготворения небесных явлений, и что более развитые религии, в т.ч.
христианство, также связаны своим происхождением с древними астрально-солярными мифами,
с мистически переосмысленными небесными явлениями.
Во второй половине XIX века возникает антропологическая школа, у истоков которой
стоял Л.Фейербах. Он считал, что богов создает сила человеческой фантазии, и что религия - это
в конечном счете продукт мышления и эмоций. Наиболее выдающимися представителями
антропологической школы были Э.Тайлор, Д.Фрэзер.
Свое понимание религии было у основоположников современного коммунизма К.Маркса
и Ф.Энгельса. Соглашаясь с древними в том, что первоначальным толчком к формированию
религиозных представлений было бессилие перед могуществом первобытной природы,
определяющими в дальнейшем они считали социальные корни религии: эксплуатацию человека
человеком, стихийность общественного развития, заинтересованность господствующих
социальных слоев населения в религии. Эволюция религии обусловливается в марксизме
развитием человеческого общества: корни духовных процессов лежат в сфере материального
производства и системе общественных отношений. Это не отменяет относительной
самостоятельности развития религиозных верований, как и других явлений духовной жизни.
данные науки. Примером может служить 12-томный труд "Происхождение идеи Бога" (1912-1955
гг.) католического священника В.Шмидта, в котором он на громадном этнографическом
материале сделал попытку доказать существование представления о едином Боге, в той или иной
форме, практически у всех народов мира, что свидетельствует, по его мнению об истинности
церковно-религиозного учения о первобытном "божественном откровении" и сущности самого
Бога (концепция прамонотеизма). Идеи В.Шмидта, его метод активно используются и сегодня.
Для обоснования своих позиций теологи стремятся опереться также на достижения физики,
космологии, биологии, других наук.
      В противоположность богословам, атеистическая традиция отрицает возможность
существования сверхъестественного исходя из того, что религиозные представления своим
источником имеют самого человека. Именно так ставил вопрос уже в VI веке до н.э. философ
Ксенофан из Колофана. Он считал, что боги выдуманы людьми по их собственному образу.
      Вплоть до XIX века господствующими в свободомыслящей среде были идеи о том, что
религию порождают либо невежество, страх человека перед неведомым, перед грозными силами
природы, либо это результат прямого обмана со стороны своекорыстных правителей и
служителей культа.
      В конце XVIII-начале XIX века складывается первая в истории науки крупная школа в
изучении религии - мифологическая , сторонники которой (бр.Гримм, М.Мюллер, Бруно Бауэр,
Н.Афанасьев, Ф.Буслаев,Н.Морозов и др.) доказывали, что первоначальные религиозные
верования возникли из обоготворения небесных явлений, и что более развитые религии, в т.ч.
христианство, также связаны своим происхождением с древними астрально-солярными мифами,
с мистически переосмысленными небесными явлениями.
      Во второй половине XIX века возникает антропологическая школа, у истоков которой
стоял Л.Фейербах. Он считал, что богов создает сила человеческой фантазии, и что религия - это
в конечном счете продукт мышления и эмоций. Наиболее выдающимися представителями
антропологической школы были Э.Тайлор, Д.Фрэзер.
      Свое понимание религии было у основоположников современного коммунизма К.Маркса
и Ф.Энгельса. Соглашаясь с древними в том, что первоначальным толчком к формированию
религиозных представлений было бессилие перед могуществом первобытной природы,
определяющими в дальнейшем они считали социальные корни религии: эксплуатацию человека
человеком,     стихийность    общественного   развития,    заинтересованность      господствующих
социальных слоев населения в религии. Эволюция религии обусловливается в марксизме
развитием человеческого общества: корни духовных процессов лежат в сфере материального
производства    и   системе   общественных    отношений.     Это   не   отменяет    относительной
самостоятельности развития религиозных верований, как и других явлений духовной жизни.