Религиоведение. Глебов Г.И. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

a. монотеистические религии, основанные на учении о едином Боге, безраздельно
властвующем в мире;
b. политеистические религии, говорящие о власти многих богов. Разновидностью
политеизма является генотеизм, заключающийся в том, что признается
существование многих богов, но поклонение осуществляется только одному.
Наряду с вышеописанным, в отечественном религиоведении утвердилась классификация
религий на социальной основе. При этом выделяются выделяются первобытные верования, родо-
племенные религии, национальные и мировые.
Вопросы о времени возникновения религиозных верований и о существовании
дорелигиозного периода в истории человечества остаются в современной науке дискуссионными.
Бесспорным же является то, что человек современного типа (кроманьонец, "человек разумный"),
появившийся около 40 тысяч лет назад, уже обладал религиозными представлениями.
Известны следующие формы религиозных верований в первобытном обществе:
a. фетишизм - наделение сверхъестественными свойствами определенных
предметов (камень, зуб животного, изделие самого человека и т.д.);
b. тотемизм - вера в существование сверхъестественных связей людей с
определенными растениями и особенно животными и поклонение им;
c. анимизм - вера в существование духов, одухотворение сил природы и
неодушевленных предметов; вера в души людей, представление опотустороннем
существовании душ;
d. магия - вера в возможность с помощью определенных действий, обрядов
установить связь с миром духов, тотемов, предков и, воздействуя на них,
получить материальный результат, повлиять на людей, предметы, явления
объективного мира.
В литературе можно встретить различные мнения относительно того, какая
из
первобытных форм религиозных верований возникла ранее и какова была очередность их
возникновения. Однако преобладающей сегодня является та точка зрения, что первобытные
формы религиозных верований представляли неразделимый комплекс, в котором они в разных
регионах расселения первобытных людей и в разное время сочетались самым различным
образом. Это мнение подтверждают и данные этнографии
. Например, если у народов Западной
Африки доминировал фетишизм, то у других африканских народов наиболее характерная черта
религии - это культ предков.
Из этого комплекса первобытных религий и на его основе выросли и сложились родо -
племенные верования. Для них характерно услажнение старых религиозных представлений,
усиление культа предков, развитие легенд о загробном мире, обиталище душ предков, появление
культа космических сил и культа родо-племенного вождя. На этой стадии мир
              a. монотеистические религии, основанные на учении о едином Боге, безраздельно
                властвующем в мире;
              b. политеистические религии, говорящие о власти многих богов. Разновидностью
                политеизма является генотеизм, заключающийся в том, что признается
                существование многих богов, но поклонение осуществляется только одному.
         Наряду с вышеописанным, в отечественном религиоведении утвердилась классификация
религий на социальной основе. При этом выделяются выделяются первобытные верования, родо-
племенные религии, национальные и мировые.
         Вопросы о времени возникновения религиозных верований и о существовании
дорелигиозного периода в истории человечества остаются в современной науке дискуссионными.
Бесспорным же является то, что человек современного типа (кроманьонец, "человек разумный"),
появившийся около 40 тысяч лет назад, уже обладал религиозными представлениями.
         Известны следующие формы религиозных верований в первобытном обществе:
              a. фетишизм      -       наделение    сверхъестественными   свойствами      определенных
                предметов (камень, зуб животного, изделие самого человека и т.д.);
              b. тотемизм - вера в существование сверхъестественных связей людей с
                определенными растениями и особенно животными и поклонение им;
              c. анимизм - вера в существование духов, одухотворение сил природы и
                неодушевленных предметов; вера в души людей, представление опотустороннем
                существовании душ;
              d. магия - вера в возможность с помощью определенных действий, обрядов
                установить связь с миром духов, тотемов, предков и, воздействуя на них,
                получить материальный результат, повлиять на людей, предметы, явления
                объективного мира.
         В литературе можно встретить различные мнения относительно того, какая из
первобытных форм религиозных верований возникла ранее и какова была очередность их
возникновения. Однако преобладающей сегодня является та точка зрения, что первобытные
формы религиозных верований представляли неразделимый комплекс, в котором они в разных
регионах расселения первобытных людей и в разное время сочетались самым различным
образом. Это мнение подтверждают и данные этнографии. Например, если у народов Западной
Африки доминировал фетишизм, то у других африканских народов наиболее характерная черта
религии - это культ предков.
         Из этого комплекса первобытных религий и на его основе выросли и сложились родо -
племенные верования. Для них характерно услажнение старых религиозных представлений,
усиление культа предков, развитие легенд о загробном мире, обиталище душ предков, появление
культа     космических   сил       и     культа    родо-племенного   вождя.   На   этой   стадии   мир