Религиоведение. Глебов Г.И. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

сверхъестественного, отражая усиление социальной дифференциации, также расслаивается,
возникает иерархия духов. Наиболее почитаемые духи начинают наделяться и особыми
качествами. На смену полидемонизму (почитание множества духов) идет политеизм.
Политеизм - типичная форма религиозных верований раннеклассовых и
рабовладельческих обществ. В пантеоне богов выделяется возглавляющий его верховный Бог,
особое положение которого признают и все остальные боги. Однако, этот верховный Бог не
всесилен и не всемогущ, в борьбе со своими противниками он нуждается в поддержке других
богов, с ними он, как правило, советуется при принятии важных решений; он способен допускать
ошибки и слабости. Все эти моменты существенно отличают верховного Бога политеизма от
богов позднейших монотеистических религий. Классическим примером политеизма является
религиозная система древних греков.
С течением времени в рамках политеистических систем наметилась тенденция к
монотеизму, наиболее отчетливо проявившаяся там, где степень централизации политической
власти была более заметной - Египет в XIV веке до н.э., Иран в VII-VI веке до н.э. Наиболее
удачной оказалась религиозная реформа VII веке до н.э. в Иудее, отменившая культ всех богов,
кроме бога - воителя Яхве, и положившая начало первой монотеистической религии - иудаизму.
Для религий древности, наряду с политеизмом, характерна также их национальная
принадлежность: каждый народ поклонялся своим богам, был уверен в их особом могуществе.
Национальный характер религии древности был обусловлен тем, что они складывались в рамках
определенных этнических общностей, в условиях относительной их изолированности друг от
друга; были тесно связаны с конкретными национально-государственными институтами, прежде
всего в лице обожествляемой высшей власти; не обладали развитыми системами обязательных
морально-этических предписаний, в равной мере близких и понятных людям различных
этнических групп, носящих, так сказать, общечеловеческий характер. Таковы были религии
государств и народов Древнего Востока и античного мира.(см. Приложение 1) Большая часть
этих национальных религий исчезла. Сохранились немногие (см. Приложение 2): национальные
религии древности были вытеснены мировыми религиями - буддизмом, христианством, исламом.
Боги этих религий уже не изображались как боги национальные, принадлежащие одной нации,
одной культуре, а как боги универсальные, наделенные абсолютной властью над всем миром и
принадлежащие всему миру. Для мировых религий характерны также:
a. развитая идея загробного воздаяния как учение о грехе и возмездии;
b. развитая система этических предписаний;
c. приоритет учения, а не культово-обрядовых требований.
В этом отличие мировых религий, в частности христианства, от иудаизма: Бог иудеев
также является Богом всей Земли, но это Бог, покровительствующий, по-прежнему, как и все
сверхъестественного, отражая усиление социальной дифференциации, также расслаивается,
возникает иерархия духов. Наиболее почитаемые духи начинают наделяться и особыми
качествами. На смену полидемонизму (почитание множества духов) идет политеизм.
      Политеизм    -   типичная       форма   религиозных   верований    раннеклассовых      и
рабовладельческих обществ. В пантеоне богов выделяется возглавляющий его верховный Бог,
особое положение которого признают и все остальные боги. Однако, этот верховный Бог не
всесилен и не всемогущ, в борьбе со своими противниками он нуждается в поддержке других
богов, с ними он, как правило, советуется при принятии важных решений; он способен допускать
ошибки и слабости. Все эти моменты существенно отличают верховного Бога политеизма от
богов позднейших монотеистических религий. Классическим примером политеизма является
религиозная система древних греков.
      С течением времени в рамках политеистических систем наметилась тенденция к
монотеизму, наиболее отчетливо проявившаяся там, где степень централизации политической
власти была более заметной - Египет в XIV веке до н.э., Иран в VII-VI веке до н.э. Наиболее
удачной оказалась религиозная реформа VII веке до н.э. в Иудее, отменившая культ всех богов,
кроме бога - воителя Яхве, и положившая начало первой монотеистической религии - иудаизму.
      Для религий древности, наряду с политеизмом, характерна также их национальная
принадлежность: каждый народ поклонялся своим богам, был уверен в их особом могуществе.
Национальный характер религии древности был обусловлен тем, что они складывались в рамках
определенных этнических общностей, в условиях относительной их изолированности друг от
друга; были тесно связаны с конкретными национально-государственными институтами, прежде
всего в лице обожествляемой высшей власти; не обладали развитыми системами обязательных
морально-этических предписаний, в равной мере близких и понятных людям различных
этнических групп, носящих, так сказать, общечеловеческий характер. Таковы были религии
государств и народов Древнего Востока и античного мира.(см. Приложение 1) Большая часть
этих национальных религий исчезла. Сохранились немногие (см. Приложение 2): национальные
религии древности были вытеснены мировыми религиями - буддизмом, христианством, исламом.
Боги этих религий уже не изображались как боги национальные, принадлежащие одной нации,
одной культуре, а как боги универсальные, наделенные абсолютной властью над всем миром и
принадлежащие всему миру. Для мировых религий характерны также:
           a. развитая идея загробного воздаяния как учение о грехе и возмездии;
           b. развитая система этических предписаний;
           c. приоритет учения, а не культово-обрядовых требований.
      В этом отличие мировых религий, в частности христианства, от иудаизма: Бог иудеев
также является Богом всей Земли, но это Бог, покровительствующий, по-прежнему, как и все