ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ниями. В группе по окончании упражнения проводится сравнительный анализ ощущений от взаимодей-
ствия с партнёром.
"Мимические маски". Каждый из участников получает напечатанное задание: мимически пред-
ставить определенное эмоциональное состояние, например, горе, счастье, смущение. Через 1,5 минуты
после получения задания все участники по очереди, представляют свои "маски". Остальные пытаются
понять маску.
"Выбери партнера". Все члены группы сидят полукругом. Один участник выбирает себе партнера,
используя только движения глаз, дает ему почувствовать, что он выбрал именно его. Старается перего-
вариваться глазами. После чего, как все участники закончили упражнение, обсуждаются возможности
визуального взаимодействия в общении.
"Передача чувств по кругу". Участники сидят в кругу с закрытыми глазами рядом друг с другом.
Один из них с помощью прикосновений передает некоторое чувство своему соседу, тот передает то, что
воспринял своему соседу и так до последнего участника. Все открывают глаза, и последний передает то,
что до него дошло, тому, кто начал. После этого коллективно обсуждаются возможности такесики в
плане выражения и передачи чувств, отношений, намерений личности.
"Живая скульптура". Игра состоит из нескольких этапов. Тренер предлагает одному из участни-
ков добровольно стать "скульптором", который по своему усмотрению выбирает себе из членов группы
"материал" – протагониста. Тренер задает инструкцию: «Вылепите его таким, каким он вам представля-
ется. Грубые прикосновения к "материалу" запрещены». Желая придать человеку ту или иную позу,
"скульптор" имеет право лишь на легкое касание, инструктирующий жест. "Материал" – допустим, это
ком глины – не может разговаривать, но может сопротивляться "скульптору". Если последний поведет
себя слишком бесцеремонно, тут же будет объявлено, что "глина рассыпалась". Тогда в роли "скульпто-
ра" выступит кто-нибудь другой.
Такая инструкция практически ограничивает, чьи бы то ни было поползновения унизить протагони-
ста. Сам он, улавливая реакции группы, оказывает сопротивление всякому, кто намеревается сделать
его посмешищем. Показательно, что при враждебно настроенном отношении к "скульптору" протаго-
нист заранее приписывает ему такие намерения и с самого начала бывает мышечно скован. "Скульпто-
ру" же, внушающему доверие, он, напротив, позволяет формировать напрашивающийся образ, даже,
если этот образ в какой-то мере необычен и дает повод к веселью аудитории.
Наиболее выразительная, с точки зрения группы, "скульптура" по окончании игры может стать
предметом анализа. Присутствующие пытаются угадать замысел автора. Затем "скульптор" и протаго-
нист сообщают свое мнение. Несовпадение концепций "ваятеля" и протагониста дает повод всей группе
задуматься о трудностях интуитивного взаимопостижения людей, что дает им импульс к рефлексии ка-
ждого по поводу его представлений об окружающих людях.
На втором этапе каждому участнику поочередно дается задание изобразить самого себя в той позе,
которая отражает, по его мнению, наиболее характерную личностную черту или наиболее типичное его
состояние. Остальные пытаются угадать и обозначить словами пантомимическую картину. Это упраж-
нение устанавливает степень рефлексии: как человек воспринимает себя в группе глазами других.
На третьем этапе тренер предлагает любому желающему стать "скульптором" и слепить групповую
композицию из всех участников.
О задуманной теме сообщается лишь тренеру. Точно так же, как и на первых двух этапах игры, участ-
ники впоследствии отгадывают тему композиции и роли, отведенные в ней каждому. Проводится ана-
лиз: кого и как видит "скульптор" в группе, какие роли он задал, как он расставил участников в про-
странстве игровой площадки, как учел межличностное пространство участников.
На четвертом этапе ведущий сам задает тему групповой скульптуры. Тема для выразительности
композиции выбирается динамичной, типа "борьба", "ревность", "соперничество", "семейный скандал".
Посовещавшись между собой, группа её выполняет. При анализе выявляется автор композиции и скры-
тый лидер группы.
На пятом этапе тренер дает задания "слепиться" в общую скульптурную группу молча, без обсуж-
дения. Каждый должен сам себе выбрать роль в этой композиции. Делается ряд скульптур по задавае-
мым темам, например, "семья получила известие с фронта о гибели брата", "подготовка к новогодней
елке", "преодоление бурной реки туристами". Тренер записывает выбранные участниками роли. При ана-
лизе устанавливается, в какой роли каждый видит себя и как он эмпатийно понял всю композицию в це-
лом.
"Ожившая картина". Игра имеет целью диагностику атрибуции и взаимопонимания в интерак-
тивных отношениях играющих с последующим развитием этих качеств в динамике. Один из игроков
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »