ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
актера, произносящего с различной интонацией одни и те же фразы, например, "Вы хотите меня прове-
рить?" Задача обучаемых найти эмоциональный контекст высказывания: неуверенность, растерянность,
напряженность ожидания, готовность к отчету, агрессивность, возмущение и записать словами понятый
эмоциональный фон фразы.
Участникам раздаются протоколы с напечатанным текстом на левой половине листа, образец кото-
рого приводится ниже. Против каждого смыслового высказывания справа оставлено свободное поле для
письменной фиксации интонированного подтекста. Диктор зачитывает в той же последовательности эти
10 – 15 фраз с временным интервалом в одну минуту. Слушатели должны записать на свободном листе
понятый ими смысл интонации каждого высказывания, окружающих их людей. Следует добиться такой
их расстановки, чтобы испытать чувство комфорта внутри данной среды.
После заполнения правой стороны протокола ответы необходимо сравнивать с приводимыми нами:
1) убежденность в том, что извинения достаточно; 2) сожаление, чувство вины; 3) протест; 4) обида, го-
речь;
5) сомнение, скептицизм; 6) досада; 7) недоверие; 8) зависть; 9) требование внимания и тишины; 10)
ирония.
Завершающая фаза упражнения заключается в определении эмоциональной окраски высказываний
сторон, участвующих в диалоге, и выявлении общих мотивов поведения партнеров в общении. Для про-
слушивания предъявляется фонограмма с записью диалога или ещё лучше – трех лиц в исполнении ак-
теров. Это могут быть записи отрывков из литературных произведений или малознакомых слушателям
спектаклей. Главное требование к содержанию звукозаписи – отрывок должен иметь в смысловом от-
ношении завершенный вид, чтобы не было необходимости вводить слушателей в курс происходящего
перед микрофоном.
Перед началом прослушивания каждому участнику тренинга раздаются индивидуальные тексты с
машинописным вариантом магнитофонного отрывка. Текст должен иметь справа широкое поле для за-
писей слушающих, на котором они фиксируют понятый ими эмоциональный контекст высказывания
героев. Прослушивание и зрительное чтение идентичных текстов идут параллельно. По окончании уп-
ражнения под руководством тренера проводится анализ сделанных записей, уточняется вложенный в
них смысл. Письменный способ фиксации результатов эмпатийного слушания далеко не совершенен.
Для некоторых слушающих эмоционально воспринятая информация может остаться не закрепленной
словами на бумаге, поскольку они будут испытывать трудности в обозначении состояний героев слова-
ми общеупотребительного языка ввиду бедности синонимического ряда своего лексикона.
"Трудности и проблемы в межличностных отношениях". Тренер предлагает из группы выбрать
двоих и распределить между ними роли. Один будет "Говорящим", другой – "Слушателем". Говорящий
рассказывает Слушателю о своих трудностях и проблемах в отношении с людьми, обращая внимание на
сложности, связанные с личностными особенностями (страхами, предубеждениями, сомнениями, ожи-
даниями), примерно, две минуты; затем Слушатель уточняет, что волнует партнера. На беседу отводит-
ся до трех минут. Далее Говорящий высказывает свои замечания по поводу поведения Слушателя во
время их беседы, подчеркивает то, что ему помогло, а что мешало открыто рассказывать о себе. Далее
выбираются следующие пары, пока все не пройдут данное упражнение.
"Обратная связь". Все садятся в круг, тренер устанавливает в центр круга пустое кресло и гово-
рит, что его займет тот, кто первым захочет выслушать от других любую информацию о себе. Кто вы-
зывается первым занять пустое место в кресле, начинает выслушивать от каждого по очереди информа-
цию о себе. Первого он выбирает сам, затем говорят другие по часовой стрелке. Сидящий в центре кру-
га должен стараться слушать как можно внимательнее, не спорить, не перебивать, не затевать дискус-
сии, не пытаться уточнить, что ему говорят, не требовать объективных доказательств субъективных пе-
реживаний людей, дающих ему обратные связи. Он получает информацию от всех до тех пор, пока ни-
кто уже ничего не сможет ему сказать. Получив обратные связи, этот человек возвращается на свое ме-
сто. На его место садятся друг за другом все члены тренинга. По окончании задания тренер предлагает
всем обсудить свои впечатления.
"Сидящий и стоящий". Один партнёр сидит, другой стоит. Участники стараются в этом положе-
нии вести разговор. Через несколько минут меняются позициями, чтобы каждый испытал ощущения
"сверху" и "снизу". Через несколько минут участники обмениваются своими чувствами.
"Желания". Участники делятся на пары. Партнеры пишут на листе бумаги задания друг другу, вы-
полнение которых они хотели бы увидеть в результате беседы с ним. Каждый задается целью внушить
свои желания партнеру, заставить, своего собеседника совершить какое-то действие, прямо не озвучи-
вая свое желание. Но для того, чтобы достичь поставленной цели, нужны творчество, фантазия и неор-