ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
чение комнаты, ведомый должен будет представить себе с максимальной полнотой геометрию про-
странства, его наполненность предметами, описать их модальные характеристики, ощутить источники
света, звука, запахи. Ведущий, сохраняя полное молчание в течение всего сеанса, должен своими невер-
бальными действиями – помогать ведомому, не допускать столкновений его с предметами. Покинув
комнату, ведомый рисует её план-схему. Подсчитывается число столкновений ведомого с предметами,
совершенных по недосмотру ведущего, и число предметов, не вошедших в отчетную схему. При боль-
шем доверии к "поводырю" "слепой" чувствует себя уверенно, его шаги равномерны, спокойны. Проти-
воположная картина, когда "слепой" не чувствует доверия – шаги мелкие, неуверенные, частые, ноги на-
пряжены. После проведения упражнения "слепой" и "поводырь" обмениваются впечатлениями, сравни-
вают свои чувства и ощущения. Затем участники обмениваются своими впечатлениями и взаимными пре-
тензиями по поводу проведенного сеанса. Обращается внимание на то, как каждый их них чувствовал се-
бя при исполнении своей роли, когда была напряженность от недоверия, когда она исчезла. Было ли у по-
водыря жесткое руководство или он своими невербальными действиями тактично предупреждал о воз-
можном столкновении, способствовал ли ведущий активному изучению пространства ведомым или всего
лишь страховал его от неудач? Как это чувствовал партнер с повязкой на глазах? После анализа партнеры
меняются ролями и исследуют по тому же принципу другую комнату.
"Живая социометрия". Один из членов группы поворачивается к стене. Все остальные находятся
за его спиной. По команде тренера все подходят к своему товарищу на "дистанцию доверия" – "как я
ему доверяю". Каждый запоминает свое место расположения и тренер тоже, затем расходятся на исход-
ные места. Задача испытуемого заключается в том, чтобы расставить каждого участника тренинга на то
место, с позиции "как они ему доверяли". Желательно запомнить свой вариант расстановки или поста-
вить отметки. Затем он вновь отворачивается к стене, а группа встает так, как каждый стоял. И испы-
туемый поворачивается к группе и уточняет, в ком он ошибается. Тренер должен отметить для себя
фактор межличностных отношений, лидера симпатий и антипатий в целях коррекции отношений.
"Внутреннее движение". Участники становятся парами на расстоянии десяти метров. Один участ-
ник стоит, другой медленно приближается к нему. Он должен приближаться до тех пор, пока не почув-
ствует, что дальше сближаться неприятно. Тот же, к кому приближаются, должен отметить про себя,
когда ему захотелось сказать "Стоп!" В анализе выявляется: кто и как чувствует психологическую дис-
танцию; кто пересек границу персонального поля, не почувствовав её; кто кого и на какое расстояние
подпустил к себе; кто не дошел до своей "красной черты", кто верно её почувствовал?
"Граница дистанции". Один из членов группы становится перед группой на расстоянии 5–6 мет-
ров. Поочередно все члены группы приближаются к стоящему. Наиболее близкое расстояние, на кото-
рое приближается каждый из участников группы и является дистанцией "доверия". Каждый из членов
тренинга должен проверить себя на границу дистанции доверия. Если приближающийся чувствует, что
ему нужно остановиться – это нужно сделать.
"Свое пространство". Психологический смысл игры заключается в углублении рефлексии одного
из участников занятии, выбранного по усмотрению ведущего, а также в необходимости косвенным пу-
тем выявить отношение данной личности к каждому из членов группы.
Тренер выделяет из группы одного человека – протагониста – и предлагает ему встать в центр игро-
вой площадки. Далее всех просят тесно сгрудиться вокруг протагониста. Задается инструкция: "Пред-
ставим себе движение планет. Сейчас стоящий в центре исполняет роль светила, а на разном удалении
окажутся многочисленные небесные тела – другие люди. Те из них, чье притяжение светилом ощущает-
ся сильнее, займут место ближе к нему. Те, чье притяжение слабее, расположатся подальше или вовсе
"оторвутся" из поля тяготения". Протагонист медленно поворачивается вокруг собственной оси. Каж-
дому, кто окружает его, поочередно сообщается, в каком направлении и на какое расстояние следует
отойти или приблизиться. Те из участников, кому протагонист не сказал при удалении "стоп" вообще
покидают игровую площадку. Протагонист вправе не только удалять, но и приближать человека к себе
на расстояние до 30 см.
После размещения участников упражнения вокруг "светила" тренер дает протагонисту вторую ин-
струкцию: "Вы создали сейчас свое психологическое пространство. Хорошо ли вам в нем? Если не
вполне, можете внести любые изменения в расположение не только воспроизвести позы и пространст-
венное положение действующих лиц, но и попытаться" показать, как развивались события до момента,
зафиксированного художником, и вообразить в действиях, как могла бы разрешиться сложившаяся об-
становка. Игра проводится как состязание между двумя командами. Фиксируется время анимации кар-
тины и выразительность динамической композиции. Тренеру предоставляется возможность проанали-
зировать в динамике атрибуцию ролей, динамическое воображение каждого участника, сопереживание
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »