Синтаксические ассоциативные явления. Грачева Ж.В. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

14
другим , первые имплицируют отношения между знаками,
являющимися элементами предложения определяемым и определяющим
и одинаково обозначенными существительными в именительном падеже.
Невыраженность этих отношений оказывается допустимой , так как они
легко вычитываются из семантики существительных: Гранин это Иду
на грозу”, Картина”, Зубр” (из газет ); Выезд на съёмки это походная
жизнь в палатках, возня с лошадьми, грязь ( из газет ); Спорт это
здоровье (из газет ); Любовь по-французски это чередование дорогих
ресторанов ( из газет ).
Спрямлённые структуры существуют в двух разновидностях .
Первая представлена текстовыми структурами, эксплицирующими”
форму отождествительно-предметных, так как мыслительная операция
сведения неизвестного (видового) к известному (родовому) в этом случае
не осуществляется : Красота это и волосы , и натуральная кожа, и
умелый макияж , и натуральные маски, и искусный массаж , и многое
другое ( из газет ).
Ко второй разновидности относят рекламные структуры ,
представляющие собой псевдопредложения, в составе которых соотнесены
несколько существительных в именительном падеже, связующие
отношения между которыми хорошо просматриваются :
Мягкие контактные линзы :
-100% гарантии качества ;
-бесплатная замена линз ;
-льготы для постоянных клиентов ( из газеты ).
Характер возможных отношений между определяемым и
определяющим в рекламных спрямлённых структурах выявляется чётко и
однозначно, так как цель их дать информацию о наличии товаров и услуг
и тем самым стимулировать активность покупателя . Строгая речевая
заданность рекламных спрямлённых структур предопределяет меньшее
разнообразие отношений между определяемым и определяющим .
Широкое использование спрямлённых структур приводит к потере
экспрессивности. В этом случае срабатывает типичный для газетного
текста конструктивный принцип: экспрессивно наполненная языковая
единица быстро обретает популярность, плата за которую
стандартизация.
Номинативные предложения, ассоциируясь по смежности, создают
целостную картину. Например , характеризуют человека по его внешним
признакам : Посмотрите на Катю: очки, длинные волосы , голубые глаза
или описывают окружающую обстановку : Ночь , улица , фонарь , аптека,
бессмысленный и тусклый свет (А.Блок ). Понятно, что в данных случаях
смежность предстаёт как явление иного порядка: она не вторгается в
пределы предложения, как это имеет место в спрямлённых структурах , а
по существу , является основой особого художественного приёма, который
соединяет отдельно взятые предложения.
                                           14
другим , первы е – им плицирую т отнош ения                          м еж ду      знакам и,
являю щ им ися элем ентам и предлож ения – определяем ы м и определяю щ им
– и одинаковообозначенны м и сущ ествительны м и вим енительном падеж е.
Н евы раж енность этих отнош ений оказы вается допустим ой , так как они
легко вы читы ваю тся из сем антики сущ ествительны х: Гра ни н – эт о “ И ду
на грозу”, “ К а рт и на ”, “ Зубр” (из газет); В ы е зд на съём к и – эт оп оходна я
ж и знь в п а л а т к а х, возня с л оша дь м и , грязь (из га        зет); Сп орт – эт о
здоровь е (из газет); Л юбовь п о-ф ра нцузск и – эт о че ре дова ни е дороги х
ре ст ора нов (из газет).
      Спрям лённы е структуры сущ ествую т вдвух разновидностях.
      Первая представлена текстовы м и структурам и, “эксплицирую щ им и”
ф орм у отож дествительно-предм етны х, та             к как м ы слительная операция
сведения неизвестного (видового) к известном у (родовом у) в этом случае
не осущ ествляется: К ра сот а – эт о и вол осы , и на т ура л ь на я к ож а , и
ум е л ы й м а к и яж , и на т ура л ь ны е м а ск и , и и ск усны й м а сса ж , и м ногое
другое (из га     зет).
      К о второй            разновидности относят              реклам ны е структуры ,
представляю щ иесобой псевдопредлож ения, всоставекоторы х соотнесены
несколько сущ ествительны х в им енительном па                         деж е, связую щ ие
отнош ения м еж ду которы м и хорош о просм атрива              ю тся:
 М ягк и е к онт а к т ны е л и нзы :
-100% га ра нт и и к а че ст ва ;
-бе сп л а т на я за м е на л и нз;
-л ь гот ы дл я п ост оянны х к л и е нт ов (из газеты ).
       Х арактер возм ож ны х отнош ений                   м еж ду определяем ы м        и
определяю щ им в реклам ны х спрям лённы х структурах вы является чётко и
однозна     чно, таккакцельих – да       тьинф орм ацию о наличии товарови услуг
и тем сам ы м стим улировать активность покупателя. Строгая речевая
заданность реклам ны х спрям лённы х структур предопределяет м еньш ее
разнообразие отнош ений м еж ду определяем ы м и определяю щ им .
       Ш ирокое использование спрям лённы х структур приводит к потере
экспрессивности. В этом случае срабаты вает типичны й для газетного
текста конструктивны й принцип: экспрессивно наполненная язы ковая
единица бы стро обретает популярность, плата за которую                                   –
стандартизация.
        Н ом инативны е предлож ения, ассоциируясь по см еж ности, создаю т
целостную картину. Н априм ер, характеризую т человекапо его внеш ним
признакам : Посм от ри т е на К а т ю: очк и , дл и нны е вол осы , гол убы е гл а за
или описы ваю т окруж аю щ ую обстановку: Н очь , ули ца , ф она рь , а п т е к а ,
бе ссм ы сл е нны й и т уск л ы й све т (А.Б л ок ). Понятно, что в данны х случаях
см еж ность предстаёт как явление иного порядка: она не вторгается в
пределы предлож ения, как это им еет м есто в спрям лённы х структурах, а
по сущ еству, является основой особого худож ественного приём а, которы й
соединяет отдельно взяты е предлож ения.