ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
15
Ассоциации по смежности используются и при построении
текстовых синтаксических смысловых образований . Особенно интересно,
на наш взгляд, это делает Н . В . Гоголь. В .В .Набоков писал об особой
манере Н .Гоголя “заставлять второстепенных персонажей выскакивать при
каждом повороте пьесы (романа или рассказа), чтобы на миг блеснуть
своим жизнеподобием”. В .Набоков обращается к целому ряду примеров.
Приведём один из них: “В трактире, где Бобчинский и Добчинский
увидели персону, которую ошибочно приняли за ревизора, они
выспрашивают трактирщика Власа, и тут в лихорадочном , прерывистом
лопотании Бобчинского… мы получаем подробнейшие сведения о Власе…
“А Пётр-то Иванович уж мигнули пальцем и подозвали трактирщика- с,
трактирщика Власа: у него жена три недели назад тому родила, и такой
пребойкий мальчик, будет так же, как и отец, содержать трактир”.
Обратите внимание, как новорождённый и ещё безымянный Власович
“умудряется вырасти и в секунду прожить целую жизнь” (В .Набоков, 1996,
с.63). Ещё более наглядно представлен подобный процесс актуализации
ассоциации по смежности в примере из “Мёртвых душ”: “Подъезжая к
крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица:
женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое,
широкое, как молдавские тыквы , называемые горлянками, из которых
делают на Руси балалайки , двуструнные лёгкие балалайки , красу и потеху
ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щёголя, и подмигивающего
и посвистывающего на белогрудых и белошейных девиц, собравшихся
послушать его тихострунного треньканья” .
Практические задания:
Задание № 1
Р.Якобсон , иллюстрируя появление метонимии и метафоры в искусстве,
утверждал : “Характерным примером может служить в живописи явно
метонимическая ориентация кубизма, в котором предмет
трансформируется в набор синекдохических принципов; художники -
сюрреалисты ответили на это откровенно метафорической художественной
позицией”.
Приведите примеры использования ассоциации по смежности и по
сходству в искусстве ХХ и ХIХ веков.
Задание № 2
Найдите в предложениях метафоры и синекдохи.
1. Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал (А . Пушкин).
2. Однако, несколько творений
15 А ссоциации по см еж ности использую тся и при построении текстовы х синтаксических см ы словы х образований . О собенно интересно, на наш взгляд, это делает Н .В . Гоголь. В .В .Н абоков писал об особой м анереН .Гоголя “заставлятьвторостепенны х персонаж ей вы ска киватьпри каж дом повороте пьесы (ром анаили ра ссказа), чтобы нам иг блеснуть своим ж изнеподобием ” . В .Н абоков обращ ается к целом у ряду прим еров. Приведём один из них: “В трактире, где Бобчинский и Д обчинский увидели персону, которую ош ибочно приняли за ревизора, они вы спраш ива ю т трактирщ икаВ ласа, и тут в лихорадочном , преры вистом лопотании Бобчинского… м ы получаем подробней ш иесведения оВ ласе… “А Пётр-то И ванович уж м игнули пальцем и подозвали трактирщ ика -с, трактирщ икаВ ласа: у него ж енатри недели на зад том у родила, и такой пребой кий м альчик, будет такж е, каки отец, содерж а тьтрактир” . О братите вним а ние, какноворож дённы й и ещ ё безы м янны й В ласович “ум удряется вы расти и всекунду прож итьцелую ж изнь” (В .Н абоков, 1996, с.63). Е щ ё более наглядно представлен подобны й процессактуа лизации ассоциации по см еж ности в прим ере из “М ёртвы х душ ” : “Подъезж ая к кры льцу, зам етил он вы глянувш ие из окнапочти в одно врем я двалица: ж енское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и м уж ское, круглое, ш ирокое, как м олда вские ты квы , назы ваем ы е горлянкам и, из которы х делаю т наРуси балалай ки, двуструнны е лёгкие балалай ки, красу и потеху ухва тливого два дцатилетнего парня, м игачаи щ ёголя, и подм игиваю щ его и посвисты ваю щ его набелогруды х и белош ей ны х девиц, собравш ихся послуш атьего тихострунноготреньканья” . Практические задания: Задание № 1 Р.Я кобсон, иллю стрируя появление м етоним ии и м етаф оры в искусстве, утверж дал: “Х арактерны м прим ером м ож ет служ ить в ж ивописи явно м етоним ическа я ориентация кубизм а, в котором предм ет трансф орм ируется в набор синекдохических принципов; худож ники- сю рреалисты ответили наэтооткровенном етаф орической худож ественной позицией ” . Приведите прим еры использования ассоциа ции по см еж ности и по сходству вискусстве Х Х и Х IХ веков. Задание № 2 Н ай дите впредлож ениях м етаф оры и синекдохи. 1. Читал охотно А пулея, А Ц ицеронане читал (А . Пуш кин). 2. О днако, несколько творений
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »