Составители:
Рубрика:
5
В связи со сказанным представляют интерес два подхода к пониманию сущ-
ности процесса обучения.
Согласно наиболее распространенной концепции, обучение - это познание,
или вид познавательной деятельности. Ряд известных отечественных педагогов
(М.Н. Алексеев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В.Занков и др.) рассматривают
процесс обучения как разновидность познания. “Обучение
есть в сущности сво-
ей процесс познания, - утверждает М.Н. Алексеев. - Обучение есть, бесспорно,
познание, и, как любое познание, оно отображает действительность... Обучаясь,
ученики познают объективный мир, общество, духовную жизнь людей, отобра-
жением которых являются изучаемые ими науки” (1, с.40-41)
*
.
В процессе обучения происходит проникновение человека в суть разнооб-
разных окружающих его явлений, событий, фактов. Младшие школьники, на-
пример, изучают время, единицы измерения времени, учатся переводить время
из одних единиц в другие. Человечеству эти знания и умения известны давно.
Поэтому ребенок, узнавая для себя много нового о времени, не делает
никаких
открытий для человечества - он делает открытия только для себя. Этим, то есть
отсутствием открытий, несущих миру абсолютно новое знание, и отличается
процесс обучения от процесса познания. В остальном характеристика процесса
обучения включает те же понятия и закономерности, что и процесс познания.
Так, если в теории познания говорится о том, что
основой и критерием истины
является практика, то и в теории обучения это положение имеет место - оно кон-
кретизируется в требованиях к учителю, согласно которым он обязан обеспечить
связь изучаемых явлений и событий с жизнью, а также позаботиться, чтобы
учащиеся проверили полученные знания, применив их на практике в реальных
жизненных ситуациях.
Итак, процесс обучения - это разновидность познания. Современная педаго-
гическая наука добавляет: и не только познания! Что же еще составляет суть
обучения?
Познание, отмечает В.К. Дьяченко, по своему прямому смыслу есть явление
вторичного порядка и представляет собой отражение объективной реальности в
сознании человека. Познание в обучении - это только одна сторона деятельности
ученика. Обучение, в отличие от познания, “происходит не в мозгу ученика или
педагога, а в школе, в классе или в мастерской”. И это не отображение, не иде-
альный образ, а сама реальная жизнь. И не только для учителя, но и для ученика
эта жизнь протекает в конкретной практической деятельности, и
она не может не
быть материальной. Чтобы совершилось обучение, между учителем и учеником
должна быть установлена не только “духовная” связь их сознаний, но и контакт
непосредственного, осязаемого характера. Без этой взаимосвязи (или контакта)
обучение не может возникнуть и не может существовать. Если обучение есть
взаимодействие учителя и учащихся, если в процессе
этого взаимодействия про-
*
Здесь и далее в скобках даны ссылки на работы, приведенные в списке рекомендуе-
мой литературы данного учебного пособия: первая цифра - номер работы в списке, по-
следующие - номера страниц.
В связи со сказанным представляют интерес два подхода к пониманию сущ- ности процесса обучения. Согласно наиболее распространенной концепции, обучение - это познание, или вид познавательной деятельности. Ряд известных отечественных педагогов (М.Н. Алексеев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В.Занков и др.) рассматривают процесс обучения как разновидность познания. Обучение есть в сущности сво- ей процесс познания, - утверждает М.Н. Алексеев. - Обучение есть, бесспорно, познание, и, как любое познание, оно отображает действительность... Обучаясь, ученики познают объективный мир, общество, духовную жизнь людей, отобра- жением которых являются изучаемые ими науки (1, с.40-41)*. В процессе обучения происходит проникновение человека в суть разнооб- разных окружающих его явлений, событий, фактов. Младшие школьники, на- пример, изучают время, единицы измерения времени, учатся переводить время из одних единиц в другие. Человечеству эти знания и умения известны давно. Поэтому ребенок, узнавая для себя много нового о времени, не делает никаких открытий для человечества - он делает открытия только для себя. Этим, то есть отсутствием открытий, несущих миру абсолютно новое знание, и отличается процесс обучения от процесса познания. В остальном характеристика процесса обучения включает те же понятия и закономерности, что и процесс познания. Так, если в теории познания говорится о том, что основой и критерием истины является практика, то и в теории обучения это положение имеет место - оно кон- кретизируется в требованиях к учителю, согласно которым он обязан обеспечить связь изучаемых явлений и событий с жизнью, а также позаботиться, чтобы учащиеся проверили полученные знания, применив их на практике в реальных жизненных ситуациях. Итак, процесс обучения - это разновидность познания. Современная педаго- гическая наука добавляет: и не только познания! Что же еще составляет суть обучения? Познание, отмечает В.К. Дьяченко, по своему прямому смыслу есть явление вторичного порядка и представляет собой отражение объективной реальности в сознании человека. Познание в обучении - это только одна сторона деятельности ученика. Обучение, в отличие от познания, происходит не в мозгу ученика или педагога, а в школе, в классе или в мастерской. И это не отображение, не иде- альный образ, а сама реальная жизнь. И не только для учителя, но и для ученика эта жизнь протекает в конкретной практической деятельности, и она не может не быть материальной. Чтобы совершилось обучение, между учителем и учеником должна быть установлена не только духовная связь их сознаний, но и контакт непосредственного, осязаемого характера. Без этой взаимосвязи (или контакта) обучение не может возникнуть и не может существовать. Если обучение есть взаимодействие учителя и учащихся, если в процессе этого взаимодействия про- * Здесь и далее в скобках даны ссылки на работы, приведенные в списке рекомендуе- мой литературы данного учебного пособия: первая цифра - номер работы в списке, по- следующие - номера страниц. 5
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »