Системный анализ в информационных технологиях - 105 стр.

UptoLike

)v,(v)v),v,(v,v,(maxArg)v,(
v
i
LiiiF
i
Li
V
Li
uuuHuR
i
ii
i
=
=
.
Оптимальным решением центра в рассматриваемой иерархической дифференциальной игре будет
))(v...,),(v,(maxArg
10
*
=
n
Uu
uHu
,
а ситуация )v...,,v,(
**
1
*
n
u , где
***
v)(v
ii
u = равновесием по Штакельбергу.
Таким образом, решение по Штакельбергу и решение по Нэшу в многоуровневой дифференциаль-
ной иерархической игре с указанными функционалами выигрышей совпадают. Это обусловлено пред-
положением о единственности точек максимума функционалов выигрышей при всех значениях пара-
метров. В общем случае решение по Нэшу не совпадает с решением по Штакельбергу.
Для нахождения ситуаций равновесия по Нэшу и по Штакельбергу, отражающих оптимальное по-
ведение как центра, так и подсистем, требуется решить значительное количество задач линейного и не-
линейного параметрического программирования. Причем, чем выше игрок находится в иерархической
структуре, тем больший объем информации для принятия решения ему необходим, поскольку в силу
иерархической структуры принятия решений игрок, делающий первый ход, для нахождения своей оп-
тимальной стратегии должен вычислить сначала оптимальные стратегии всех прямо или опосредованно
подчиненных ему игроков.
3.5.3 Двухуровневые и ромбовидные иерархические структуры управления
Рассмотрим двухуровневую иерархическую игру, моделирующую процесс принятия решений в сис-
теме управления, для которой известны:
1) центр A
0
и множество I = {1, 2, ..., п} игроков нижнего уровня. Центр обладает правом первого
хода, т.е. выбирает первым свое управление и сообщает его игрокам нижнего уровня;
2) множество стратегий центра U и игроков нижнего уровня
V
1
× V
2
× ... × V
n
;
3) на множестве U × V
1
× V
2
× ... × V
n
определены функции выигрышей
)v...,,v,v,(
2100 n
uHH
=
, (3.53)
niuHH
nii
...,,2,1),v...,,v,v,(
21
=
=
. (3.54)
Все игроки стремятся максимизировать свои выигрыши. Будем предполагать, что для любого u U
множество оптимальных реакций
R(u) игроков нижнего уровня не пусто.
Рассмотрим частный случай описанной игрыдвухуровневую древовидную игру, которую иногда
называют «веерной», характеризующуюся тем, что выигрыши игроков нижнего уровня описываются
функциями
)v,(
iii
uHH
=
. (3.55)
Обозначим эту игру через Г
1
. Из вида функций выигрышей (3.55) игроков нижнего уровня можно
сделать вывод, что выбор управления v
i
любым игроком i зависит только от управления центра. Поэто-
му множество оптимальных реакций игроков нижнего уровня можно представить в виде прямой суммы
множеств оптимальных реакций каждого из игроков.
Справедлива следующая теорема.
Теорема 6. Решение двухуровневой игры Г
1
эквивалентно для центра решению двухуровневой
игры Г
2
двух лиц, в которой одним из игроков является центр, а вторымигрок с функцией выигрыша
=
Ii
ii
uHuH )v,()v,( , (3.56)