Музееведение. Гужова Л.Г - 12 стр.

UptoLike

12
честь победы над врагом, в надежде получить исцеление или исполнение
просьбы. Из вотивных предметов складывались первые коллекции антич-
ного мира. Для сохранения этих приношений в святилищах, храмах или
отдельно сооружаемых зданиях отводились специальные помещения,
называвшиеся thesaurot (сокровищница).
В Древнем Египте мусейоны нередко служили и местом проведения
творческих состязаний поэтов. А
ещё более ранние предметы погребально-
го культа вкладывались в пирамиды.
Итак, первыми опытами коллекционирования являлись вотивные да-
ры. Так, в сокровищницах античных храмов и в египетских пирамидах об-
разовывались своего рода коллекции. Лишь немногие из вотивных предме-
тов дошли до наших дней. Так, в Государственном музее Берлина экспо-
нируется «Раненая
амазонка» – римская копия статуи скульптора Кресилая
(430 г. до н.э.). Она свидетельствует о том, что и в тех древних протому-
зейных собраниях были великолепные работы.
Вотивными дарами в храмах ведали основные служители. Они не
только охраняли, но и учитывали предметы. Составлялись списки вещей.
Уничтожать ничего не разрешалось: изделия из золота
и серебра, не обла-
давшие художественной ценностью, переплавлялись в слитки, которые по-
свящались богам. Подношения, не представляющие материальной ценно-
сти, закапывались в специальные храмовые резервуары или подземные
хранилища.
Для хранения живописных изображенийприношений в дар богам
у древних греков служили специальные помещенияпинакотеки, или со-
брания картин. Пинаки (греч. pinax, pinacox
) – картины, выполненные вос-
ковыми красками на деревянных или терракотовых дощечках. Самой из-
вестной была пинакотека, расположенная на афинском Акрополесредо-
точии главных святынь города.
Таким образом, древнегреческие домузейные собрания формирова-
лись стихийно, носили сакральный характер, являлись общим достоянием
граждан, отличались неоднородным составом. Целенаправленное коллек-
ционирование возникло позднее.
1.1.2. Протомузейное коллекционирование
в эпоху эллинизма
Главным содержанием эпохи эллинизма (конец IV – I в. до н. э.) ста-
ло объединение двух мировдревнегреческого (эллинского) и древнево-
сточного. В эпоху эллинизма на смену изжившей себя полисной системы
честь победы над врагом, в надежде получить исцеление или исполнение
просьбы. Из вотивных предметов складывались первые коллекции антич-
ного мира. Для сохранения этих приношений в святилищах, храмах или
отдельно сооружаемых зданиях отводились специальные помещения,
называвшиеся thesaurot (сокровищница).
     В Древнем Египте мусейоны нередко служили и местом проведения
творческих состязаний поэтов. А ещё более ранние предметы погребально-
го культа вкладывались в пирамиды.
     Итак, первыми опытами коллекционирования являлись вотивные да-
ры. Так, в сокровищницах античных храмов и в египетских пирамидах об-
разовывались своего рода коллекции. Лишь немногие из вотивных предме-
тов дошли до наших дней. Так, в Государственном музее Берлина экспо-
нируется «Раненая амазонка» – римская копия статуи скульптора Кресилая
(430 г. до н.э.). Она свидетельствует о том, что и в тех древних протому-
зейных собраниях были великолепные работы.
     Вотивными дарами в храмах ведали основные служители. Они не
только охраняли, но и учитывали предметы. Составлялись списки вещей.
Уничтожать ничего не разрешалось: изделия из золота и серебра, не обла-
давшие художественной ценностью, переплавлялись в слитки, которые по-
свящались богам. Подношения, не представляющие материальной ценно-
сти, закапывались в специальные храмовые резервуары или подземные
хранилища.
     Для хранения живописных изображений – приношений в дар богам –
у древних греков служили специальные помещения – пинакотеки, или со-
брания картин. Пинаки (греч. pinax, pinacox) – картины, выполненные вос-
ковыми красками на деревянных или терракотовых дощечках. Самой из-
вестной была пинакотека, расположенная на афинском Акрополе – средо-
точии главных святынь города.
     Таким образом, древнегреческие домузейные собрания формирова-
лись стихийно, носили сакральный характер, являлись общим достоянием
граждан, отличались неоднородным составом. Целенаправленное коллек-
ционирование возникло позднее.

     1.1.2. Протомузейное коллекционирование в эпоху эллинизма

    Главным содержанием эпохи эллинизма (конец IV – I в. до н. э.) ста-
ло объединение двух миров – древнегреческого (эллинского) и древнево-
сточного. В эпоху эллинизма на смену изжившей себя полисной системы
                                     12