Музееведение. Гужова Л.Г - 22 стр.

UptoLike

22
собранную им в Риме коллекцию древностей; Джордано Орсини (XII в.) –
кардинала, открывшего доступ к своей коллекции древностей всем жела-
ющим.
Ярким представителем нового, только формирующегося, типа евро-
пейского частного коллекционера, был герцог Жан Беррийский (1340 –
1416), младший сын французского короля Иоанна Доброго. Герцог приоб-
ретал ювелирные изделия, драгоценные металлы, роскошные ковры, доро
-
гие ткани, золотую посуду, церковную утварь. Его гардеробная была по-
мещением для коллекций тонкого знатока и любителя искусства, а не про-
сто хранилищем предметов роскоши, по сравнению с коллекцией его бра-
та, короля Карла V.
Жан Беррийский целенаправленно приобретал предметы для своей
коллекции. Наиболее значительное его приобретение«Кубок француз-
ских и
английских королей»ныне один из самых известных экспонатов
Британского музея. Это произведение французского ювелирного искусства
было изготовлено около 1380 г. специально для герцога. Золотой кубок ве-
сом 1,93 килограмма был богато украшен изображениями из разноцветной
эмали.
Таким образом, церковные и светские сокровищницы Средневековья
являлись коллекциями предметов художественной, мемориальной и исто-
рической значимости
. Собрания средневековых храмов осуществляли от-
части те функции, которые в последующую эпоху станут выполнять музеи:
в них накапливались и хранились предметы, занимавшие особое место в
системе ценностей эпохи, важные для передачи культурной традиции. Ху-
дожественное внутреннее украшение средневекового храма, его простран-
ственно-предметная среда сыграли в последующую эпоху немаловажную
роль
в формировании принципов экспонирования коллекций.
В светских средневековых сокровищницах, возникших первоначально
как хранилища материальных ценностей, со временем образовались груп-
пы предметов (иногда не имевших материальной ценности), которые об-
ладали определенной устойчивостью и единством. Их стремились со-
хранить при любых обстоятельствах. Так, создаются условия для форми-
рования будущих коллекций, способных в дальнейшем
перерасти в музей.
собранную им в Риме коллекцию древностей; Джордано Орсини (XII в.) –
кардинала, открывшего доступ к своей коллекции древностей всем жела-
ющим.
     Ярким представителем нового, только формирующегося, типа евро-
пейского частного коллекционера, был герцог Жан Беррийский (1340 –
1416), младший сын французского короля Иоанна Доброго. Герцог приоб-
ретал ювелирные изделия, драгоценные металлы, роскошные ковры, доро-
гие ткани, золотую посуду, церковную утварь. Его гардеробная была по-
мещением для коллекций тонкого знатока и любителя искусства, а не про-
сто хранилищем предметов роскоши, по сравнению с коллекцией его бра-
та, короля Карла V.
     Жан Беррийский целенаправленно приобретал предметы для своей
коллекции. Наиболее значительное его приобретение – «Кубок француз-
ских и английских королей» – ныне один из самых известных экспонатов
Британского музея. Это произведение французского ювелирного искусства
было изготовлено около 1380 г. специально для герцога. Золотой кубок ве-
сом 1,93 килограмма был богато украшен изображениями из разноцветной
эмали.
     Таким образом, церковные и светские сокровищницы Средневековья
являлись коллекциями предметов художественной, мемориальной и исто-
рической значимости. Собрания средневековых храмов осуществляли от-
части те функции, которые в последующую эпоху станут выполнять музеи:
в них накапливались и хранились предметы, занимавшие особое место в
системе ценностей эпохи, важные для передачи культурной традиции. Ху-
дожественное внутреннее украшение средневекового храма, его простран-
ственно-предметная среда сыграли в последующую эпоху немаловажную
роль в формировании принципов экспонирования коллекций.
     В светских средневековых сокровищницах, возникших первоначально
как хранилища материальных ценностей, со временем образовались груп-
пы предметов (иногда не имевших материальной ценности), которые об-
ладали определенной устойчивостью и единством. Их стремились со-
хранить при любых обстоятельствах. Так, создаются условия для форми-
рования будущих коллекций, способных в дальнейшем перерасти в музей.




                                     22