Музееведение. Гужова Л.Г - 23 стр.

UptoLike

23
1.3. Становление музея как социокультурного института.
Развитие музеев мира
Процесс становления музея как социокультурного института начина-
ется в эпоху Возрождения. Италия переживала этот период во второй по-
ловине XIV – конце XVI в., а Западная и Центральная Европаво второй
половине XV – начале XVII столетия.
В эпоху Ренессанса происходил бурный расцвет коллекционирова-
ния, основным
объектом которого выступало античное наследие. Родиной
европейского коллекционирования по праву считается Италия, где уже в
начале XV столетия предметы старины и произведения искусства стали
собирать правители и патриции многих итальянских городов (Медичи во
Флоренции, Гонзага в Мантуе).
В XVI в. идеи гуманизма распространились по всей Европе. Прави-
тель Франции и поклонник итальянского искусства
Франциск I (1494 –
1547) собрал в своей загородной резиденции Фонтенбло лучшие произве-
дения эпохи Возрождения, многие из которых затем попали в Лувр. Он
приглашал в страну итальянских живописцев, зодчих и скульпторов. В
числе тех, кто прибыл по приглашению короля и работал в течение 1517 –
1519 гг., был прославленный Леонардо да Винчи. После смерти художника
все находившиеся в его мастерской картины были приобретены Францис-
ком I (в том числе знаменитая «Джоконда»). Тогда же во Францию были
привезены «Рабы» Микеланджело, попавшие позднее в Лувр.
В Баварии традиции художественного коллекционирования были за-
ложены герцогом Вильгельмом IV фон Виттельсбахом в годы его прав-
ления в 1508 – 1535 гг. В 1528 г. для
украшения летнего павильона в саду
своей резиденции он сделал заказ прославленным немецким живописцам
написать картины на исторические и библейские темы. Шедевром мюн-
хенского собрания стало полотно «Битва Александра Македонского с Да-
рием», написанное А. Альтдорфером в 1529 г. Этим произведением и было
положено начало Старой Пинакотеке в Мюнхене, отличительной осо-
бенностью
которой является высокое художественное качество хранящих-
ся в ней произведений.
В XVI в. правитель Великой Римской империи Карл V (1500 – 1558)
стал приобретать произведения итальянских мастеров. Во дворце в Брюс-
селе расположил полотна его любимого живописца Тициана. В 1548 г. он
заказал художнику свой портрет, где он изображен на конев память по-
         1.3. Становление музея как социокультурного института.
                             Развитие музеев мира

     Процесс становления музея как социокультурного института начина-
ется в эпоху Возрождения. Италия переживала этот период во второй по-
ловине XIV – конце XVI в., а Западная и Центральная Европа – во второй
половине XV – начале XVII столетия.
     В эпоху Ренессанса происходил бурный расцвет коллекционирова-
ния, основным объектом которого выступало античное наследие. Родиной
европейского коллекционирования по праву считается Италия, где уже в
начале XV столетия предметы старины и произведения искусства стали
собирать правители и патриции многих итальянских городов (Медичи во
Флоренции, Гонзага в Мантуе).
     В XVI в. идеи гуманизма распространились по всей Европе. Прави-
тель Франции и поклонник итальянского искусства Франциск I (1494 –
1547) собрал в своей загородной резиденции Фонтенбло лучшие произве-
дения эпохи Возрождения, многие из которых затем попали в Лувр. Он
приглашал в страну итальянских живописцев, зодчих и скульпторов. В
числе тех, кто прибыл по приглашению короля и работал в течение 1517 –
1519 гг., был прославленный Леонардо да Винчи. После смерти художника
все находившиеся в его мастерской картины были приобретены Францис-
ком I (в том числе знаменитая «Джоконда»). Тогда же во Францию были
привезены «Рабы» Микеланджело, попавшие позднее в Лувр.
     В Баварии традиции художественного коллекционирования были за-
ложены герцогом Вильгельмом IV фон Виттельсбахом в годы его прав-
ления в 1508 – 1535 гг. В 1528 г. для украшения летнего павильона в саду
своей резиденции он сделал заказ прославленным немецким живописцам
написать картины на исторические и библейские темы. Шедевром мюн-
хенского собрания стало полотно «Битва Александра Македонского с Да-
рием», написанное А. Альтдорфером в 1529 г. Этим произведением и было
положено начало Старой Пинакотеке в Мюнхене, отличительной осо-
бенностью которой является высокое художественное качество хранящих-
ся в ней произведений.
     В XVI в. правитель Великой Римской империи Карл V (1500 – 1558)
стал приобретать произведения итальянских мастеров. Во дворце в Брюс-
селе расположил полотна его любимого живописца Тициана. В 1548 г. он
заказал художнику свой портрет, где он изображен на коне – в память по-

                                     23