Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

10
Таким образом, исторически развитие трудовой идентичности личности,
по мере перехода от традиционного к постиндустриальному обществу, идет в
нескольких направлениях . Во-первых, происходит снижение доли и значения
физических умений и навыков и возрастание духовных, интеллектуальных ка-
честв. Во-вторых продолжается специализация и профессионализация трудо -
вых умений и навыков. Этот процесс в истории культуры получил неоднознач-
ную оценку. С одной стороны, его критики подчеркивали , что он приводит к
одностороннему, дисгармоничному развитию личности, превращает ее в час -
тичного индивида , «винтика» огромной производственной машины. Именно эта
сторона разделения и специализации труда вызвала в свое время большой эмо-
циональный протест, особенно со стороны художественной интеллигенции во
всех странах , переживавших индустриализацию [22]. Но своей обратной сторо -
ной она, по мнению других ученых, предполагает (и требует ) всестороннее раз -
витие личности, которое осуществляется в часы досуга , поскольку иначе чело -
век не способен восполнить все потребляемые им во время работы духовные и
физические силы [10, 346]. Определенное качество работы предполагает соот-
ветствующее качество досуга : сложная работа требует разнообразного и интен -
сивного отдыха, поэтому развитие индустрии развлечений и проведения досуга
неотъемлемая часть современной высокотехнологической цивилизации.
Вместе с изменением содержания труда происходят изменения и в системе
приоритетов. До эпохи «развитого» капитализма в Европе среди привилегиро -
ванных сословий высоко чтился разносторонний дилетант, который был инте-
ресен в общении, но мало пригоден к функциональной трудовой деятельности.
Среди трудовой части населения ценился мастер на все руки (Jack-of-all-trades),
который мог успешно действовать всех сферах физического труда , к которому
сводилась трудовая деятельность в традиционных обществах . В эти эпохи вы -
соко ценился человек , обладающий исключительными физическими качества-
ми (силой, выносливостью ), богатырь. Именно такого типа герои являлись цен -
тральными в эпосе и традиционном фольклоре (сказках , преданиях , песнях ).
Начиная с Нового времени, основой личностной идентичности становится
профессионализм, а мерой заслуг личности перед обществом ее профессио-
нальные достижения и свершения. Изменения в оценках содержания трудовой
идентичности влекут за собой соответствующие изменения в отношениях к лю -
дям, ею обладающим и, соответственно к тем , у кого она отсутствует или не со-
ответствует господствующим представлениям. Суть этих изменений заключа -
ется в том, что в обществе возникает устойчивая антипатия к дилетантам , не-
профессионалам . Французский социолог Эмиль Дюркгейм отмечал в конце XIX
вв., что они начинают рассматриваться как эгоисты , думающие только о себе, а
не об обществе, поскольку от такого разностороннего человека гораздо меньше
пользы для общества, чем от специалистов-профессионалов, которые своей
деятельностью качественно обслуживают умножившиеся и специализировав-
шиеся потребности людей [10, 409-410]. Такая переоценка ценностей в иден -
тичности личности связана с растущим разделением труда и углубляющейся
его специализацией . Эта тенденция касается не только развитых в экономиче-
ском и технологическом отношении стран , но и традиционных обществ, кото-
                                      10

      Таким образом, исторически развитие трудовой идентичности личности,
по мере перехода от традиционного к постиндустриальному обществу, идет в
нескольких направлениях. Во-первых, происходит снижение доли и значения
физических умений и навыков и возрастание духовных, интеллектуальных ка-
честв. Во-вторых – продолжается специализация и профессионализация трудо-
вых умений и навыков. Этот процесс в истории культуры получил неоднознач-
ную оценку. С одной стороны, его критики подчеркивали, что он приводит к
одностороннему, дисгармоничному развитию личности, превращает ее в час-
тичного индивида, «винтика» огромной производственной машины. Именно эта
сторона разделения и специализации труда вызвала в свое время большой эмо-
циональный протест, особенно со стороны художественной интеллигенции во
всех странах, переживавших индустриализацию [22]. Но своей обратной сторо-
ной она, по мнению других ученых, предполагает (и требует) всестороннее раз-
витие личности, которое осуществляется в часы досуга, поскольку иначе чело-
век не способен восполнить все потребляемые им во время работы духовные и
физические силы [10, 346]. Определенное качество работы предполагает соот-
ветствующее качество досуга: сложная работа требует разнообразного и интен-
сивного отдыха, поэтому развитие индустрии развлечений и проведения досуга
– неотъемлемая часть современной высокотехнологической цивилизации.
      Вместе с изменением содержания труда происходят изменения и в системе
приоритетов. До эпохи «развитого» капитализма в Европе среди привилегиро-
ванных сословий высоко чтился разносторонний дилетант, который был инте-
ресен в общении, но мало пригоден к функциональной трудовой деятельности.
Среди трудовой части населения ценился мастер на все руки (Jack-of-all-trades),
который мог успешно действовать всех сферах физического труда, к которому
сводилась трудовая деятельность в традиционных обществах. В эти эпохи вы-
соко ценился человек, обладающий исключительными физическими качества-
ми (силой, выносливостью), богатырь. Именно такого типа герои являлись цен-
тральными в эпосе и традиционном фольклоре (сказках, преданиях, песнях).
      Начиная с Нового времени, основой личностной идентичности становится
профессионализм, а мерой заслуг личности перед обществом – ее профессио-
нальные достижения и свершения. Изменения в оценках содержания трудовой
идентичности влекут за собой соответствующие изменения в отношениях к лю-
дям, ею обладающим и, соответственно к тем, у кого она отсутствует или не со-
ответствует господствующим представлениям. Суть этих изменений заключа-
ется в том, что в обществе возникает устойчивая антипатия к дилетантам, не-
профессионалам. Французский социолог Эмиль Дюркгейм отмечал в конце XIX
вв., что они начинают рассматриваться как эгоисты, думающие только о себе, а
не об обществе, поскольку от такого разностороннего человека гораздо меньше
пользы для общества, чем от специалистов-профессионалов, которые своей
деятельностью качественно обслуживают умножившиеся и специализировав-
шиеся потребности людей [10, 409-410]. Такая переоценка ценностей в иден-
тичности личности связана с растущим разделением труда и углубляющейся
его специализацией. Эта тенденция касается не только развитых в экономиче-
ском и технологическом отношении стран, но и традиционных обществ, кото-