Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

11
рые вступают на путь индустриального развития. Она приводит к тому, что в
постиндустриальном обществе понятие труда становится применимым к любой
профессиональной активности, результатом которой является оказание услуг,
увеличение общественных благ, создание определенных артефактов. Совре-
менный работник это прежде всего специалист, высокий профессионал, в ка-
кой бы сфере он ни работал, и его статус в обществе определяется его профес -
сиональными качествами. Соответственно, его трудовая профессиональная
идентичность занимает центральное место в общей структуре личности.
Однако качество труда и его результатов зависит не только от профессио -
нальных умений и навыков его субъекта. Другие качества личности, физиче-
ские и духовные, ее общая культура также влияют на трудовую деятельность и
ее результаты . Духовная составляющая в деятельности людей , в том числе и в
экономической, не сводится только к интеллектуальному, рациональному со-
держанию . По мере роста благосостояния общества и отдельных его членов
люди все больше ждут от работы не только экономических выгод, но и удовле-
творения других потребностей . «Зачастую люди поступают не в соответствии с
интересами разумного увеличения полезности в ее узком понимании, но вкла-
дывают в хозяйственную деятельность морально-нравственные ценности, при -
сутствующие в общественной жизни, отмечает Фрэнсис Фукуяма. В Японии
это произошло , когда самураи представители класса воинов разбогатели в
обмен на утрату своего социального статуса и занялись коммерческой деятель-
ностью , но и в ней строго соблюдали бусидо самурайский кодекс чести. Этот
процесс можно наблюдать практически во всех промышленно развитых стра -
нах , где предпринимательская деятельность открыла возможности для приме-
нения энергии многих честолюбивых людей , которые в прежние эпохи могли
добиться признания, лишь развязав войну или революцию» [24, 160-161]. Дру-
гим известным примером влияния духовных факторов на трудовую деятель-
ность является этика протестантизма. В современную эпоху религиозная моти-
вация труда уступает место рациональной, основанной на научных знаниях , а
также на эстетических критериях , что выражается в повсеместном признании
дизайна как основы любой производительной активности [20]. Большую роль в
трудовой мотивации играет возможность достижения общественного призна-
ния, самореализации личности и другие побуждения [19, 340-343).
Возрастание значения в профессиональной деятельности духовных факто-
ров не означает падения роли физической культуры . Она никогда не может по-
терять значения для человека, поскольку он является биологическим сущест-
вом. Физическое состояние субъекта труда (здоров он или болен , молод или
стар) всегда и во многом влияет на качество любой его активности, в том числе
и духовной. Более того , увеличение «интеллектуальной емкости» труда увели -
чивает его интенсивность и потребляемость внутренних сил, что требует под-
держания в здоровом состоянии физической оболочки тела . Неслучайно, раз-
витие спортивной индустрии, пропаганда здорового образа жизни в наиболее
развитых в технологическом отношении странах являются прямым ответом на
«спиритуализацию» производства.
                                     11

рые вступают на путь индустриального развития. Она приводит к тому, что в
постиндустриальном обществе понятие труда становится применимым к любой
профессиональной активности, результатом которой является оказание услуг,
увеличение общественных благ, создание определенных артефактов. Совре-
менный работник – это прежде всего специалист, высокий профессионал, в ка-
кой бы сфере он ни работал, и его статус в обществе определяется его профес-
сиональными качествами. Соответственно, его трудовая профессиональная
идентичность занимает центральное место в общей структуре личности.
     Однако качество труда и его результатов зависит не только от профессио-
нальных умений и навыков его субъекта. Другие качества личности, физиче-
ские и духовные, ее общая культура также влияют на трудовую деятельность и
ее результаты. Духовная составляющая в деятельности людей, в том числе и в
экономической, не сводится только к интеллектуальному, рациональному со-
держанию. По мере роста благосостояния общества и отдельных его членов
люди все больше ждут от работы не только экономических выгод, но и удовле-
творения других потребностей. «Зачастую люди поступают не в соответствии с
интересами разумного увеличения полезности в ее узком понимании, но вкла-
дывают в хозяйственную деятельность морально-нравственные ценности, при-
сутствующие в общественной жизни, – отмечает Фрэнсис Фукуяма. – В Японии
это произошло, когда самураи – представители класса воинов – разбогатели в
обмен на утрату своего социального статуса и занялись коммерческой деятель-
ностью, но и в ней строго соблюдали бусидо – самурайский кодекс чести. Этот
процесс можно наблюдать практически во всех промышленно развитых стра-
нах, где предпринимательская деятельность открыла возможности для приме-
нения энергии многих честолюбивых людей, которые в прежние эпохи могли
добиться признания, лишь развязав войну или революцию» [24, 160-161]. Дру-
гим известным примером влияния духовных факторов на трудовую деятель-
ность является этика протестантизма. В современную эпоху религиозная моти-
вация труда уступает место рациональной, основанной на научных знаниях, а
также на эстетических критериях, что выражается в повсеместном признании
дизайна как основы любой производительной активности [20]. Большую роль в
трудовой мотивации играет возможность достижения общественного призна-
ния, самореализации личности и другие побуждения [19, 340-343).
     Возрастание значения в профессиональной деятельности духовных факто-
ров не означает падения роли физической культуры. Она никогда не может по-
терять значения для человека, поскольку он является биологическим сущест-
вом. Физическое состояние субъекта труда (здоров он или болен, молод или
стар) всегда и во многом влияет на качество любой его активности, в том числе
и духовной. Более того, увеличение «интеллектуальной емкости» труда увели-
чивает его интенсивность и потребляемость внутренних сил, что требует под-
держания в здоровом состоянии физической оболочки – тела. Неслучайно, раз-
витие спортивной индустрии, пропаганда здорового образа жизни в наиболее
развитых в технологическом отношении странах являются прямым ответом на
«спиритуализацию» производства.