Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

13
и животным, предоставляет сама природа : палок, камней , костей и др . предме-
тов. Творчество человека в таких видах деятельности минимально.
В архаических обществах основным средством достижения желаемых ре-
зультатов является организация индивидов в сообщество в целях безопасности
и для проведения операций по отнятию у природы ее продуктов (растений и
животных). Поэтому самым первым и самым мощным «орудием труда» , скон -
струированным людьми, стало их объединение в коллектив, сочетавшее, с од-
ной стороны, простое увеличение физических сил, а с другой перераспреде -
ление усилий по биологическим половозрастным признакам. Как отмечал К .
Маркс , самый способ производства жизни человеком, как собственной, посред-
ством труда , так и чужой, посредством рождения, может существовать только в
форме общественного отношения, «общественного в том смысле, что имеется в
виду сотрудничество многих индивидов, безразлично при каких условиях , ка-
ким образом и для какой цели». Отсюда следует , что «самый этот способ со-
вместной деятельности есть «производительная сила»» [17, 28]. Эта «произво -
дительная сила» , или «органон», оказался самым длительным по времени суще-
ствования «орудием труда» , хотя и претерпел значительную эволюцию на про -
тяжении истории от первобытного стада до виртуальных сообществ совре-
менной информационно-компьютерной цивилизации.
В первобытном обществе жизненные практики человека, характеризую -
щиеся синкретизмом, спорадическим использованием подручных средств, под-
чинением биологическим потребностям выживания и природным стихиям, ста-
вят под вопрос их определение как трудовых, подлинно человеческих . Это,
скорее, пред- трудовая деятельность. Труд же это, прежде всего , производи -
тельная активность, созидающая новые материальные и/или духовные ценно-
сти, блага , услуги, опосредованная орудиями труда , которые создают мир, дом
человека «внеестественно-искусственное жилище, чьи долговечность и ус -
тойчивость встают в прямое противоречие с жизнью его обитателей» [1, 174].
Появление орудий труда свидетельствует о становлении homo faber'а, человека-
работника. Известный немецкий философ ХХ в., Ханна Арендт подчеркивает ,
что человек , не знающий орудий труда , специально предназначенных для соз-
дания вещей мира, живет еще природной жизнью , в которой основным инстру-
ментом является его тело , а не руки. Он, по сути, еще не знает социума, кото-
рый есть продукт исключительно homo faber'а, а не animal laborans (трудящего -
ся животного ).
Собственно трудовая деятельность (созидание, изготовление) выкристал-
лизовывается и оформляется только в результате неолитической революции
(VIII-III тыс. лет до н . э .), в ходе которой первоначальное синкретическое един -
ство человеческого бытия распалось и произошло первое крупнейшее в исто-
рии человечества разделение труда (отделение земледелия от скотоводства и от
ремесла). Только начиная с этого периода , человек занимается собственно тру-
дом: при помощи одних орудий (кузнечный горн , гончарный круг) он произво -
дит орудия труда , которых нет в природе , и с их помощью производит продук -
ты труда (домашний скот, оружие, ткани, посуду и др .), которых до человека
природа также не знала . Известный исследователь техники и технологии Льюис
                                      13

и животным, предоставляет сама природа: палок, камней, костей и др. предме-
тов. Творчество человека в таких видах деятельности минимально.
     В архаических обществах основным средством достижения желаемых ре-
зультатов является организация индивидов в сообщество в целях безопасности
и для проведения операций по отнятию у природы ее продуктов (растений и
животных). Поэтому самым первым и самым мощным «орудием труда», скон-
струированным людьми, стало их объединение в коллектив, сочетавшее, с од-
ной стороны, простое увеличение физических сил, а с другой – перераспреде-
ление усилий по биологическим половозрастным признакам. Как отмечал К.
Маркс, самый способ производства жизни человеком, как собственной, посред-
ством труда, так и чужой, посредством рождения, может существовать только в
форме общественного отношения, «общественного в том смысле, что имеется в
виду сотрудничество многих индивидов, безразлично при каких условиях, ка-
ким образом и для какой цели». Отсюда следует, что «самый этот способ со-
вместной деятельности есть «производительная сила»» [17, 28]. Эта «произво-
дительная сила», или «органон», оказался самым длительным по времени суще-
ствования «орудием труда», хотя и претерпел значительную эволюцию на про-
тяжении истории – от первобытного стада до виртуальных сообществ совре-
менной информационно-компьютерной цивилизации.
     В первобытном обществе жизненные практики человека, характеризую-
щиеся синкретизмом, спорадическим использованием подручных средств, под-
чинением биологическим потребностям выживания и природным стихиям, ста-
вят под вопрос их определение как трудовых, подлинно человеческих. Это,
скорее, пред-трудовая деятельность. Труд же – это, прежде всего, производи-
тельная активность, созидающая новые материальные и/или духовные ценно-
сти, блага, услуги, опосредованная орудиями труда, которые создают мир, дом
человека – «внеестественно-искусственное жилище, чьи долговечность и ус-
тойчивость встают в прямое противоречие с жизнью его обитателей» [1, 174].
Появление орудий труда свидетельствует о становлении homo faber'а, человека-
работника. Известный немецкий философ ХХ в., Ханна Арендт подчеркивает,
что человек, не знающий орудий труда, специально предназначенных для соз-
дания вещей мира, живет еще природной жизнью, в которой основным инстру-
ментом является его тело, а не руки. Он, по сути, еще не знает социума, кото-
рый есть продукт исключительно homo faber'а, а не animal laborans (трудящего-
ся животного).
     Собственно трудовая деятельность (созидание, изготовление) выкристал-
лизовывается и оформляется только в результате неолитической революции
(VIII-III тыс. лет до н.э.), в ходе которой первоначальное синкретическое един-
ство человеческого бытия распалось и произошло первое крупнейшее в исто-
рии человечества разделение труда (отделение земледелия от скотоводства и от
ремесла). Только начиная с этого периода, человек занимается собственно тру-
дом: при помощи одних орудий (кузнечный горн, гончарный круг) он произво-
дит орудия труда, которых нет в природе, и с их помощью производит продук-
ты труда (домашний скот, оружие, ткани, посуду и др.), которых до человека
природа также не знала. Известный исследователь техники и технологии Льюис