Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

14
Мамфорд в работе «Миф машины» отмечает значение неолитических техник
работы с орудиями труда для возникновения нового типа культуры . Эти техни-
ки предполагали повторяемость, однообразие одних и тех же приемов и приве-
ли к возникновению не только новых орудий , но и новых технологий , напри -
мер, к изобретению хлеба. «Хлеб насущный» принес человеку стабильность и
уверенность в завтрашнем дне. «Здесь-то и начинается накопление капитала и
заканчивается жизнь, нацеленная на сиюминутные потребности выживания»
[15, 186]. Разделение видов физического труда совпало с разделением труда на
материальный и духовный, которое, по Марксу, только с этого момента стано-
вится действительным разделением , постоянным, а не временным, регулируе-
мым системой социальных институтов, а не зависящим от случайных обстоя-
тельств, личных качеств людей [17, 30].
Каждодневная трудовая рутина неолитического селения формировала и
новую личность, отбраковывая беспокойные, нетерпеливые и стремящиеся к
приключениям натуры и оставляя им занятия охотой или кочевым скотоводст-
вом, и воспитывая прилежных, старательных работников. Мамфорд утвержда -
ет , что «ежедневный труд» в том смысле, в каком его в дальнейшем понимали и
практиковали все более поздние культуры , был изобретен именно неолитиче-
ским изготовителем орудий . Такой труд возможен только в стабильных
коллективах , в условиях оседлого образа жизни, который способствует
сохранению и накоплению материальных благ и духовных традиций ,
артефактов культуры . Они, в свою очередь , приводят к формированию
региональной культурной специфики, которой до неолита человечество не зна-
ло . Но и после совершившегося разделения труда орудия труда , производимые
человеком, не сразу становятся основным и единственным посредствующим
звеном между человеком и природой. В обществах , в которых преобладала аг-
рарная экономика (а таковыми были почти все традиционные общества), глав-
ным сельскохозяйственным орудием был скот, домашние животные, которых,
как отмечает Ф . Бродель, в бедных областях Европы использовали вплоть до
ХХ в. [6, 17-28] Анимализация сельскохозяйственного труда (неологизм Ф .
Броделя В . Г .), достигла своего апогея в Европе в начале ХХ в., способствуя
эстенсификации земледелия, и лишь после этого пошла на убыль в результате
прогрессирующего внедрения в сельское хозяйство машинной техники.
Орудийная составляющая по мере развития цивилизации развивалась, в
основном, в рамках ремесла, но до появления мануфактуры в Европе этот про -
цесс шел очень медленно. Лишь после возникновения мануфактуры , основан -
ной на принципе разделения ручного труда , сделавшего возможным механиза-
цию простейших операций , эволюция орудий труда резко убыстрилась. Про -
мышленная революция инициировала процесс последовательного вытеснения
«биологических элементов» изо всех сфер человеческой деятельности, в т.ч. и
из сельского хозяйства (сначала животных, а потом и людей ). Изобретение ме-
ханических машин , автоматических линий , роботов, компьютеров в Х IХ -ХХ
вв. породило огромный технический мир, который опосредует процесс взаимо-
действия человека с природой и человека с человеком.
                                     14

Мамфорд в работе «Миф машины» отмечает значение неолитических техник
работы с орудиями труда для возникновения нового типа культуры. Эти техни-
ки предполагали повторяемость, однообразие одних и тех же приемов и приве-
ли к возникновению не только новых орудий, но и новых технологий, напри-
мер, к изобретению хлеба. «Хлеб насущный» принес человеку стабильность и
уверенность в завтрашнем дне. «Здесь-то и начинается накопление капитала и
заканчивается жизнь, нацеленная на сиюминутные потребности выживания»
[15, 186]. Разделение видов физического труда совпало с разделением труда на
материальный и духовный, которое, по Марксу, только с этого момента стано-
вится действительным разделением, постоянным, а не временным, регулируе-
мым системой социальных институтов, а не зависящим от случайных обстоя-
тельств, личных качеств людей [17, 30].
     Каждодневная трудовая рутина неолитического селения формировала и
новую личность, отбраковывая беспокойные, нетерпеливые и стремящиеся к
приключениям натуры и оставляя им занятия охотой или кочевым скотоводст-
вом, и воспитывая прилежных, старательных работников. Мамфорд утвержда-
ет, что «ежедневный труд» в том смысле, в каком его в дальнейшем понимали и
практиковали все более поздние культуры, был изобретен именно неолитиче-
ским изготовителем орудий. Такой труд возможен только в стабильных
коллективах, в условиях оседлого образа жизни, который способствует
сохранению и накоплению материальных благ и духовных традиций,
артефактов культуры. Они, в свою очередь, приводят к формированию
региональной культурной специфики, которой до неолита человечество не зна-
ло. Но и после совершившегося разделения труда орудия труда, производимые
человеком, не сразу становятся основным и единственным посредствующим
звеном между человеком и природой. В обществах, в которых преобладала аг-
рарная экономика (а таковыми были почти все традиционные общества), глав-
ным сельскохозяйственным орудием был скот, домашние животные, которых,
как отмечает Ф. Бродель, в бедных областях Европы использовали вплоть до
ХХ в. [6, 17-28] Анимализация сельскохозяйственного труда (неологизм Ф.
Броделя – В.Г.), достигла своего апогея в Европе в начале ХХ в., способствуя
эстенсификации земледелия, и лишь после этого пошла на убыль в результате
прогрессирующего внедрения в сельское хозяйство машинной техники.
     Орудийная составляющая по мере развития цивилизации развивалась, в
основном, в рамках ремесла, но до появления мануфактуры в Европе этот про-
цесс шел очень медленно. Лишь после возникновения мануфактуры, основан-
ной на принципе разделения ручного труда, сделавшего возможным механиза-
цию простейших операций, эволюция орудий труда резко убыстрилась. Про-
мышленная революция инициировала процесс последовательного вытеснения
«биологических элементов» изо всех сфер человеческой деятельности, в т.ч. и
из сельского хозяйства (сначала животных, а потом и людей). Изобретение ме-
ханических машин, автоматических линий, роботов, компьютеров в ХIХ-ХХ
вв. породило огромный технический мир, который опосредует процесс взаимо-
действия человека с природой и человека с человеком.