Специфика трудовой культуры. Гущина В.Н. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

16
Свое основное предназначение облегчение существование человека
орудия труда достигают путем воздействия на природу, ее преобразования. В
процессе их применения человеку открывается природа , ее различные явления
и материалы , пространственно-временные параметры и т . д. Универсальный ха-
рактер орудий труда дает возможность человеку осваивать природу «по мерке
любого биологического вида» [17], создавая возможность не только для про -
странственного распространения контактов человека с природой вширь, но и
для их интенсификации. По мере развития человеческого общества они стано-
вятся основным посредником в отношениях между человеком и природой, в
т.ч. и в процессе ее познания.
Начиная с эпохи промышленной революции, происходит насыщение тех -
никой духовно-практических видов деятельности (науки и искусства, права и
политики и др .), ею опосредуется человеческое общение (контакты между ин -
дивидами, между личностью и обществом, отношения между группами и т.д.).
Это приводит к тому, что, во - первых, усиливается опосредованный характер
отношений в обществе между его различными субъектами; во - вторых, общение
во все большей мере ставится в зависимость не от субъективной воли людей , а
от объективных возможностей техники; в-третьих , развиваются рациональные
способности, поскольку не только создание, но и использование техники требу-
ет аналогичных качеств от ее потребителей . В конечном счете, у субъектов всех
видов деятельности развивается способность к различным видам взаимодейст-
вия (с природой и с обществом), к медиации, опосредованию противоположно-
стей , крайностей , различных мнений , понятий , людей , групп, сфер деятельно-
сти и т.д. Эта способность является крайне важной для обеспечения жизнеспо-
собности сложных систем , в которых существует множество противоречий и
противоположностей , поскольку благодаря ей происходит развитие медиато-
ров, что придает таким системам гибкость, которая позволяет им решать ус -
пешно как свои внутренние проблемы , так и задачи взаимодействия с окру-
жающей средой природной и социальной. Медиация и флексибилизация об-
щества напрямую зависят от качественного состояния (разнообразия, эффек -
тивности, сложности, скорости действий ) его орудийного (инструментального ,
технического ) мира.
Орудиями труда , или вещами-средствами, не исчерпывается содержание
вещественного мира. Другой род вещей это вещи-изделия, то, ради чего ис -
пользуются и применяются вещи-средства, результат труда , или , в терминоло -
гии Хайдеггера, срабатываемое изделие, без наличия которого процесс труда не
может считаться завершенным, а система труда полной. Специфика онтоло -
гического статуса вещи, по Хайдеггеру, заключается в том, что в изготовляе-
мом изделии осуществляется встреча нескольких сущих : средств, при помощи
которых оно было изготовлено; цели , для которой оно создавалось; материалов,
из которых оно было сделано. Однако содержащаяся в сработанном изделии
взаимосвязь отсылок сущего этим не исчерпывается. «В простых обстоятельст-
вах ремесла в нем заключено вместе с тем указание на своего носителя и поль-
зователя. По его телу выкраивается изделие, он «есть» при возникновении из-
делия». При изготовлении массового товара эта конститутивная отсылка ничуть
                                     16

      Свое основное предназначение – облегчение существование человека –
орудия труда достигают путем воздействия на природу, ее преобразования. В
процессе их применения человеку открывается природа, ее различные явления
и материалы, пространственно-временные параметры и т.д. Универсальный ха-
рактер орудий труда дает возможность человеку осваивать природу «по мерке
любого биологического вида» [17], создавая возможность не только для про-
странственного распространения контактов человека с природой вширь, но и
для их интенсификации. По мере развития человеческого общества они стано-
вятся основным посредником в отношениях между человеком и природой, в
т.ч. и в процессе ее познания.
      Начиная с эпохи промышленной революции, происходит насыщение тех-
никой духовно-практических видов деятельности (науки и искусства, права и
политики и др.), ею опосредуется человеческое общение (контакты между ин-
дивидами, между личностью и обществом, отношения между группами и т.д.).
Это приводит к тому, что, во-первых, усиливается опосредованный характер
отношений в обществе между его различными субъектами; во-вторых, общение
во все большей мере ставится в зависимость не от субъективной воли людей, а
от объективных возможностей техники; в-третьих, развиваются рациональные
способности, поскольку не только создание, но и использование техники требу-
ет аналогичных качеств от ее потребителей. В конечном счете, у субъектов всех
видов деятельности развивается способность к различным видам взаимодейст-
вия (с природой и с обществом), к медиации, опосредованию противоположно-
стей, крайностей, различных мнений, понятий, людей, групп, сфер деятельно-
сти и т.д. Эта способность является крайне важной для обеспечения жизнеспо-
собности сложных систем, в которых существует множество противоречий и
противоположностей, поскольку благодаря ей происходит развитие медиато-
ров, что придает таким системам гибкость, которая позволяет им решать ус-
пешно как свои внутренние проблемы, так и задачи взаимодействия с окру-
жающей средой – природной и социальной. Медиация и флексибилизация об-
щества напрямую зависят от качественного состояния (разнообразия, эффек-
тивности, сложности, скорости действий) его орудийного (инструментального,
технического) мира.
      Орудиями труда, или вещами-средствами, не исчерпывается содержание
вещественного мира. Другой род вещей – это вещи-изделия, то, ради чего ис-
пользуются и применяются вещи-средства, результат труда, или, в терминоло-
гии Хайдеггера, срабатываемое изделие, без наличия которого процесс труда не
может считаться завершенным, а система труда – полной. Специфика онтоло-
гического статуса вещи, по Хайдеггеру, заключается в том, что в изготовляе-
мом изделии осуществляется встреча нескольких сущих: средств, при помощи
которых оно было изготовлено; цели, для которой оно создавалось; материалов,
из которых оно было сделано. Однако содержащаяся в сработанном изделии
взаимосвязь отсылок сущего этим не исчерпывается. «В простых обстоятельст-
вах ремесла в нем заключено вместе с тем указание на своего носителя и поль-
зователя. По его телу выкраивается изделие, он «есть» при возникновении из-
делия». При изготовлении массового товара эта конститутивная отсылка ничуть